КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииРеальный мир: гарантированное взаимное сумасшествие

30 ИЮЛЯ 2008 г. АРИЭЛЬ КОЭН
interwave ruДаты поставки российских противовоздушных комплексов дальнего радиуса действия С-300 в марте 2009 года Ирану могут спровоцировать превентивный израильский удар по Ирану — или воцарение в регионе ядерного баланса страха, того, что во времена «холодной войны» назывался «гарантированным взаимным уничтожением» или сокращенно MAD — mutually assured destruction. Но MAD по-английски еще и «сумасшедший».

Высокопоставленный российский источник, пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что к июню 2009 года российские специалисты закончат подготовку иранских военных техников, и эти комплексы будут приведены в состояние полной боевой готовности.

Поскольку Иран может вскоре создать свою собственную ядерную бомбу и, с учетом устрашающей риторики иранского президента Махмуда Ахмадинежада, применить её против Израиля, Иерусалим может решить нанести упреждающий удар.

Размещение следующей весной комплексов С-300 и полная неэффективность международных санкций против Тегерана сильно затруднит возможности Израиля или США остановить или отсрочить иранскую ядерную программу с помощью воздушных бомбардировок.

Иран собирается использовать С-300, а также российские же комплексы ближней дальности действия ТОР М-1 для защиты своих объектов, которые могут быть связаны с военной ядерной программой.

Комплексы С-300 имеют дальность поражения 200 км, высоту поражения — 27 км, а также могут отслеживать маршрут полета ста объектов одновременно. Этот комплекс считается одним из лучших в мире, и его универсальность уникальна. Он способен сбивать самолеты, крылатые ракеты и боеголовки баллистических ракет. Комплекс С-300 дополняет 29 комплексов ПВО ТОР-М1, поставленных Россией в 2007 году на сумму в 700 миллионов долларов.

Израиль достиг больших успехов в радиоэлектронной войне против стран, оснащенных советской и российской техникой, в том числе системами ПВО. В 1982 году самолёты F-16 ВВС Израиля подавили противовоздушную оборону Сирии в долине Бекаа и в самой Сирии, добившись полного контроля над воздушным пространством этих территорий. В результате за два дня Сирия потеряла более 80 боевых самолетов (одну треть своих ВВС), в то время как Израиль потерял один устаревший штурмовик А-4 «Скайхок», сбитый наземным огнем.

В 1981 году израильские F-15 и F-16 смогли незамеченными пролететь через воздушное пространство Иордании и Саудовской Аравии, чтобы уничтожить реактор «Озирак» Саддама Хусейна.

Не так давно, в сентябре 2007 года, ВВС Израиля сумели уничтожить предполагаемый ядерный объект на северо-востоке Сирии, судя по всему, оставшись незамеченными или недосягаемыми на протяжении всей операции.

Однако если будет принято решение о проведении подобной операции на территории Ирана, она будет в корне отличаться от сентябрьской операции на территории соседней Сирии.

Во-первых, если Израиль будет ждать до следующего марта, у Белого дома может оказаться новый хозяин, предпочитающий действовать с помощью дипломатии, а не военной силы. Эксперты сомневаются, что Барак Обама, если он будет избран, даст Израилю добро на проведение авиаудара по Ирану, тем более что США должны будут тогда дать ВВС Израиля коды «свой-чужой» для пролета над Ираком.

В то время как администрация Джорджа Буша может предоставить Израилю возможность пролета через воздушное пространство Ирака и дозаправки в воздухе, вполне возможно, что администрация Обамы поступит иначе, полагаясь на то, что Обама назвал «агрессивной дипломатией».

Во-вторых, Израиль не располагает бомбардировщиками дальнего радиуса действия, такими, например, как российский Ту-160, американский тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик B-1 или бомбардировщик-«невидимка» B-2.

По оценкам одного российского источника, Израиль может одновременно нанести удар по двадцати объектам, в то время как число объектов, которые являются частью иранской ядерной программы, может достигать ста. Многие иранские объекты укреплены и потребуют применения специальных бомб для поражения железобетонных заглубленных объектов.

Если Израиль выберет силовой вариант, он может решить провести несколько волн воздушных атак, чтобы быть уверенным в том, что цели будут уничтожены. Поскольку ответные действия Ирана крайне вероятны, ударам ВВС Израиля могут подвергнуться не только объекты, связанные с ядерной программой, но и средства доставки, включая баллистические ракеты средней дальности "Шихаб-3", способные достигнуть территории Израиля.

Многие на Ближнем Востоке публично осудят Израиль, и в то же время будут в тайне благодарны Иерусалиму за выполнение этой черной работы, как это уже было, когда был уничтожен Осиракский реактор в 1981 году.

У Израиля также имеются способы предотвратить ответные действия Ирана, взяв в «заложники» остров Харг, важнейший нефтяной терминал. Отставной американский военный, обладающий опытом выбора целей для ВВС, считает, что через терминал на острове Харг проходит до 80% иранской нефти. В случае его уничтожения Израилем, Иран надолго останется без доходов от нефти. Если Иран запустит ракеты по Тель-Авиву, Израиль может не только нанести ответный удар по Тегерану, но и уничтожить остров Харг.

Главной трудностью для израильских самолетов радиоэлектронной войны, необходимых, чтобы подавить противовоздушную оборону, является их низкая скорость и отсутствие оружия. Они могут оказаться легкими целями для иранской ПВО или даже для истребителей, включая старые американские Фантомы F-4.

Но главный вопрос, который задают себе аналитики — хватит ли у нынешнего израильского руководства лидерских качеств, чтобы предпринять такую операцию. Ведь результаты малой войны против «Хезболлы», затеянной премьером Эхудом Ольмертом в 2006 г., оказались практически катастрофичными для Израиля. В Армии обороны Израиля выявилось множество изъянов в области подготовки, тылового обеспечения, командования, управления, связи и разведки.

Более того, недавний обмен военнопленными между Израилем и «Хезболлой» продемонстрировал беспрецедентное для еврейского государства отсутствие стратегического видения. Обмен живых террористов на тела погибших послал сигнал окружающим, что Израиль слаб, и его можно пинать — а за такие сигналы на Ближнем Востоке приходиться платить кровью. Это был знак, что нынешнее израильское руководство стратегически слепо, глухо и немо. Не с такими лидерами Израилю следует вести войну с Ираном, восходящей сверхдержавой региона.


 

photo-spirit ru

 

И всё же искушение выбить превентивным ударом клыки Тегерану может оказаться непреодолимым в виду иранской ненависти и непримиримости. Как отметил профессор Стивен Бланк из Колледжа Американской армии:

«Когда имеешь дело с руководством, которым движет этническая и религиозная ненависть, необходимо помнить, что такое руководство становится помешанным и теряет способность здраво мыслить. Они скорее рискнут спровоцировать войну, чем согласятся на мир. Это справедливо не только в случае с нацистской Германией, но также и в случае довоенного американского Юга 1840-х и 1850-х годов, когда расистская ненависть рабовладельцев лишила их возможности здраво оценить, что стоит на кону».

Бланк делает вывод, что иранское руководство надеется на защиту со стороны России и Китая, важной частью которой являются комплексы С-300, и на вето санкций — которые не окажутся эффективными — в Совете Безопасности ООН.

Данный анализ показывает, что в сложившихся обстоятельствах превентивный удар одного Израиля, без участия США, может оказаться чересчур рискованным. Если США решат переждать этот кризис, Израиль для сдерживания Ирана может быть вынужденым взять в заложники его города и нефтяную инфраструктуру.

Во времена «холодной войны» это называлось — «гарантированное взаимное уничтожение», и сегодня этот термин возрожден благодаря верховному лидеру Ирана Али Хаменеи и президенту Ахмадинежаду. Гарантированное взаимное уничтожение (MAD) сделает мир на Ближнем Востоке еще более хрупким, а жизнь его обитателей станет еще более сложной и трагической.

Автор — Ph.D., ведущий эксперт Фонда "Наследие"

Обсудить "Реальный мир: гарантированное взаимное сумасшествие" на форуме
Версия для печати