КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеБронзовая медаль

28 АВГУСТА 2008 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

Первый каналПервый канал

 

Россия получила на Олимпиаде в Пекине бронзовую медаль. Одну. На всех. За третье место в общекомандном зачете. После Китая и США.

Тут, впрочем, могут быть разночтения. Считают по-разному. Американцы считают по общему числу медалей. У них медалей больше всех, и они себя провозглашают чемпионами Олимпиады. А вот в СССР была система ранжирования по «очкам». Очки давали за места с 1-го по 6-ое. Потому что если уж не на пьедестале, то в шестерке наши должны были оказаться. Но кого интересуют шестые места? Как можно ставить, скажем, две бронзы выше одного золота? Так что победил Китай, конечно, с его 51 золотой медалью — как ни считай. Хотя для любителей поностальгировать по советским временам, могу предложить занимательные циферки. Сложить все медали, завоеванные бывшим Союзом. И получится 43 золота! 45 — серебра! 83 бронзы!! И 171 медаль в сумме!!! Приплюсуйте еще несколько наград, например, русской американки Насти Люкин или словацкого осетина Давида Мусульбеса, и выйдет еще больше. Даже если учесть, что единая команда, скажем, в борьбе могла бы выставить только одного спортсмена, а в Пекине на пьедестале подчас одновременно стояли четыре «советских» медалиста. 171 медаль — против 100 китайских и 110 американских. Так что мощь советского спорта как такового никуда не делась, просто она поделена между всеми: 14 республик из 15 (кроме Туркмении) едут из Пекина с медалями, девять даже с золотыми.

Наше спортивное везение закончилось… в ночь на 22 июня. Футболисты победили Голландию, народ гулял до утра, а спорт стал «национальной идеей». За первую половину года было одержано столько действительно отличных побед, что Олимпиады ждали как кульминации нашей «спортивности». Рядовой и не слишком посвященный в глобальные расклады болельщик жаждал не отдельных красивых побед на отдельных турнирах по отдельным видам, а в мировом масштабе!

Но прямо накануне Игр случился тот громкий скандал с нашими легкоатлетами. Это было очень тяжело и очень некстати, в особенности после клятв в чистоте команды и помпезных проводов в Кремле. Тогда ваш покорный слуга предположил, что из этой ситуации есть только два выхода — триумф или провал, потому что у нас всегда в трудных положениях не оказывается промежуточных вариантов. И что же вышло? Триумф? Я слышу ваш смех вместо ответа. Провал? С точки зрения места в общей таблице — нет. Объективно наше место именно третье. Но, кроме места, есть еще и результат — секунды, килограммы, метры, показанные спортсменом. В данном случае всей командой. Так вот за всю историю участия России в Олимпиадах, то есть с 1996, у нас не было столь низких показателей. 23 золота, 21 серебро, 28 бронзы — в сумме 72 медали. На 20 медалей меньше Афин, на 9 золотых меньше Сиднея. Даже в Атланте было 26 первых мест, при том, что тогда на Игры отправлялись голы-босы, а сейчас на подготовку команд за четырехлетие истратили 12 миллиардов рублей или по 1 миллиону долларов на каждого атлета — члена олимпийской делегации!

 

Первый канал

 

Но проблема не только в том, что деньги надо еще с умом потратить, и что тратить их должны толковые менеджеры, которых нет. И даже не в том, что инвестиции не могут дать моментальных результатов. Я о том, что именно сейчас мы окончательно прощаемся с советским спортом и начинаем пожинать первые чисто российские плоды. Сейчас в спорте вперед вышли те, кто пришел в спортшколы уже в российское время, в 90-е. Тогда, впрочем, спорт не был в числе приоритетов и как национальную идею его никто не рекламировал. Денег не было, тренеры… кто не уехал за границу — подались в частный извоз или в охранники. Школы закрывались, на стадионах были барахолки. Именно теперь, когда в спорт вкладывают почти, как в стратегическую отрасль, как в один из родов войск нашего милитаризированного государства — вот именно теперь к нам из прошлого вернулся бумеранг. Так что в Лондоне легче не будет. Более того, легче не будет и в Сочи. Если эту Олимпиаду у нас не отнимут в свете всех политических событий, если ее не бойкотируют как в 1980-м, будет смешно, раздув такую пропаганду, вбухав миллиарды долларов, еще и проиграть все у себя дома. А это с позиции сегодняшнего дня кажется вполне реальным.

Я знаю только одного видного спортивного чиновника, который совершенно точно предсказал наш результат в Пекине. Шамиль Тарпищев сразу сказал — 23 золота, и с чего они взяли, что будет больше? Они — это олимпийский комитет, обещавший нам 30 золотых и 80 в сумме в качестве минимума. Но при этом нас предупреждали (и я вас на этих страницах предупреждал о том же), что первые дни будут для нас небогаты, что «наши» виды наступят позже. У болельщиков короткая память. Сейчас кажется, что никогда мы не выступали настолько плохо. Но достаточно сверить графики медального движения по дням, и мы обнаружим, что и в Сиднее, и в Афинах было все то же самое: плохой старт, многодневное ожидание и феерия последних трех-четырех дней, когда добывалась половина всех медалей в пресловутую «копилку». Но при всем при этом, болельщик настраивается на праздник длиной в 17 дней, а не в три последних. Анекдот номер один Пекина родился на десятый день: наконец-то сборная России по числу золотых наград догнала Майкла Фелпса!

Патриотического всплеска во время Олимпиады не cлучилось. Во-первых, конечно, война отвлекла всех от спорта. Когда идут реальные сражения, войны за секунды и голы мало кого волнуют. Но и затянувшееся ожидание успехов, перешедшее в общее раздражение, просто распугало половину народу от телевизоров, то есть от Олимпиады.

Хотя вот вам парадокс этих Игр. Олимпиады тем и славятся, что именно во время них рушатся в прах надежды стопроцентных фаворитов, но попутно непременно возникают совершенно непредсказуемые чемпионы. Одно, как правило, уравновешивает другое. В Пекине все прошло как-то скомкано. Приятных сюрпризов, побед абсолютно неожиданных и было-то всего три с натяжкой: «бронзы» гребцов-слаломистов и велосипедистов и золото в беге 4х100.

Но и горьких разочарований, чтобы прям до слез — тоже почти не было. Огорчало в целом, что не стреляем, не фехтуем, что падают гимнасты, что бьют боксеров. Но такого, как например, в Сиднее, когда поражения терпели «непобедимые» Карелин, Попов, Кабаева, Опалев — сейчас не было. У нас был на всю сборную в 500 спортсменов лишь один человек, кому золото отдавалось заранее, неоспоримо, наверняка, и чье поражение стало бы шоком для всех — это Исинбаева. Но она выиграла, и от пекинской кампании осталась не более чем просто грусть — не о чьей-то конкретной неудаче, а вообще. Наша сборная — команда без суперзвезд. Нет, звезд-то мирового класса у России хватает, но вот таких, чья известность выходит за рамки конкретного вида спорта и спорта как такового вообще — вот таких мало. Вот и горюем, что в целом не попадаем по мишеням, в целом не попадаем по морде и что любимое вождем дзюдо не пополняет медального запаса. И еще трудно признать успешной Олимпиаду, на которой ни одного золота нет в командных видах. Одного чемпиона воспитать не так трудно. Он может просто родиться Фелпсом или Болтом, родиться в любой стране. А подготовить целую чемпионскую команду куда труднее — это уже не случайность, игра фортуны или хорошие гены чемпиона.

Однако я упомянул здесь о «медальном плане» в 30 золотых и 80 в сумме. Что это за план? Это план безо всяких кавычек. Он действительно существовал. Существовал у каждой федерации, а потом эти отдельные «социалистические обязательства» соединили воедино в Большой план. Скажу откровенно, что большего идиотизма на первый взгляд не придумать. Как можно вообще что-то планировать на Олимпиадах помедально и, главное, зачем? Не лучше ли рапортовать уже о конечном успехе, чем похваляться шкурами не убитых медведей?

А вот не скажите. В нашем спорте медальный план даже важнее конкретного результата. Поскольку именно от плана зависит благополучие федераций. Не уверен, что хоть одна из них написала в своем плане для ОКР нечто вроде: на медали объективно рассчитывать не в состоянии. Не пообещаешь медалей — не получишь денег! Какой же смысл давать деньги тем, кто вот так прямо говорит, что ничего не способен выиграть? Обещали все. Обещали помногу. И под липовые перспективы осваивали бюджет — тот самый условный миллион долларов на каждого участника Игр. А кто в итоге отдувался за всех? Борцы и легкоатлеты завоевали больше половины от всего российского золота. А кто одержал самую зрелищную нашу победу? Теннис — единственный чисто российский пьедестал Пекина.

Чем же отличались успешные виды от провальных. Двумя характерными особенностями — иногда по одиночке, иногда в совокупности. Первая — относительной независимостью от государства, вторая — наличием самостоятельного руководства. Успехи в теннисе — это успехи самих спортсменов, их заграничных (в подавляющем большинстве) тренеров, достигнутые благодаря частным спонсорам, и, как правило, наши теннисисты вообще в России появляются редко. Успех борцов — это тоже во многом успех частных денег — того же Керимова, обещавшего всем чемпионам по полмиллиона долларов. И борьбу, и теннис, и легкую атлетику возглавляют профессионалы именно этих видов спорта — Тарпищев, Мамиашвили, Балахничев. Большинство же других федераций живут в соответствии с новым «трендом», а на самом деле хорошо забытым старым советским. Во главе федераций ставятся министры, чиновники, большие политики. И их задача опять-таки состоит в лоббировании финансового интереса подшефной федерации. Эти бюрократы в роли свадебных генералов используются, как таран.

Но не кажется ли вам странной ситуация, что один и тот же человек занимается одновременно двумя очень важными делами. Вот министр транспорта Левитин по совместительству руководит федерацией настольного тенниса. Что это означает? Это означает, что руководить настольным теннисом ему просто некогда. Пять дней минимум с утра до ночи в министерстве, и на теннис остается тяп-ляп пару часов в неделю. То есть он не знает того вида спорта, которым руководит. Понятно, что транспорт намного важнее пинг-понга, но зачем тогда им вообще заниматься? Чтобы деньги выбить у товарища по кабинету министров? А куда и как их тратить? Пинг-понг не так важен, как дороги и самолеты — вот мы в нем ничего и не выигрываем. Эта странная конструкция с зиц-председателями во главе имела бы смысл, если бы реальной, текущей работой занимались бы профессиональные менеджеры, организующие производство. Но если сам президент Медведев жалуется, что ему в губернаторы людей найти негде — как тут найдешь менеджера для пинг-понга? Руководитель номинальный, менеджеры бестолковые — какая страна, такой и спорт.

А сколько слов, вроде правильных, говорят о развитии спорта в регионах, что там должны коваться будущие олимпийские победы. Регионы стараются не отставать от центра и вслед за правительством учредили для олимпийцев свои премии. Но за эти деньги субъекты рассчитывают на взаимность. Простой вопрос «все ли сильнейшие поехали в Пекин?» имеет и столь же простой ответ — нет. Потому что для регионов дело чести пропихнуть в сборную побольше своих, местных. Где-то это ограничивается натуральной перекупкой атлетов, и те начинают формально представлять на соревнованиях край, где если и были, то проездом. Но гораздо чаще региональные начальники, в том числе самые высшие, элементарно договариваются с тренерами и федерациями и пропихивают либо административно, либо за деньги своих протеже в состав. И не важно, что те ничего не выиграют, зато город, область, край представлены на Играх атлетом в гжельско-хохломском костюме с элементами жар-птицы.

Но самая фантастическая картинка нарисована в структуре руководства российским спортом. Им руководят фактически сразу три министра: Тягачев, Мутко и Фетисов. Если бы добычей нефти руководили сразу три министра, много мы ее накачали бы, как думаете? Наши лебедь, рак и щука тянут каждый в свою сторону, а неприязненные отношения Тягачева с Фетисовым, и так не составлявшие особого секрета, стали просто скандальными. Тягачев помимо прочего обвинил Фетисова в том, что тот не отмазал на международном уровне наших легкоатлетов, а Фетисов в ответ фактически назвал Тягачева дилетантом и словоблудом, который только на фоне чемпионов пиариться мастер. На счет словоблудия, тут Вячеслав Александрович, пожалуй, прав. Я так думаю, что по сравнению с Тягачевым такие популярные Цицероны, как Черномырдин или Лужков — просто дети. До высот тягачевского русского языка им так же далеко, как России до Китая в медальном зачете. Откровенно говоря, я вообще не в состоянии понять, что он говорит, ввиду отсутствия в его речи частей этой самой речи, знаков препинания, а также конца и начала. Но есть помощники, которые формулируют слова шефа для печати, как надо. Вот что писала от лица Тягачева в Пекине «Олимпийская правда»: «И как хочется, чтобы мы во всех отношениях стали выше и сильнее! Прогресс уже налицо, хотя не все идет гладко. Но мы поднимаемся по ступеням таблицы медального зачета. Наших олимпийцев воодушевили слова, сказанные еще в Москве на заседании президиума правительства Владимиром Путиным: «Я верю в нашу олимпийскую команду — в заключительные дни Игр российские олимпийцы смогут добиться успехов».

Фетисов уйдет в ближайшее время, откровенно признав, что никогда не стал бы работать в Росспорте, если бы знал, с чем и с кем столкнется — лучше бы принял предложение работать тренером в НХЛ. Ну а Тягачев, воодушевляемый Путиным, разумеется, продолжит трудиться на благо спорта и впредь. Вместе с Мутко. Который по-прежнему руководит РФС, а в рамках своего министерства еще и молодежью и туризмом.

 

Первый канал

 

Поразительная вещь спорт! То им руководят сразу трое. То им руководит кто ни попадя, в свободное от руководства транспортом, сельским хозяйством, ФСБ и еще бог знает чем время. То спортивный руководитель вдруг начинает руководит всем подряд. Это тоже черта отечественной бюрократии — скрещивать бананы с огурцами и надеяться получить арбуз. Кто-то решил, что туризм, молодежь и спорт — это одно и то же. Кто-то решил, что каждое из этих направлений достаточно простое, а потому не сложно заниматься ими всеми сразу. Вспомнил я незабвенного Зурабова и его Минздравсоцразвития, в основе концепции которого лежала убежденность, что медицина и социальная сфера — это синонимы и что стоит только дать старикам талоны на бесплатный аспирин, как тем самым будет решен вопрос и с социалкой, и со здоровьем. Теперь, видать, будем решать туристические задачи и молодежные проблемы через укладку по всей стране футбольных полей, что стало визитной карточкой Виталия Мутко.

Обсудить "Бронзовая медаль" на форуме
Версия для печати