КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВойна лжей

27 ФЕВРАЛЯ 2009 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ

 

 

Генерал армии Шойгу хотел подчеркнуть в соответствующей аудитории свой агрессивно-восторженный образ мыслей. И нашел адекватную форму: «А у кого образ мыслей менее восторженный — под суд!».

Что ж, свою задачу он выполнил, а дальше — хоть не рассветай.

Кто отрицает, что мы, под руководством Национального Лидера…

Кто отрицает, что Шойгу — министр МЧС и Герой России…

Кто отрицает, что МЫ, МЫ, МЫ…

Ну, понятно.

Но тему генерал невольно затронул важную и очень-очень грустную — что, впрочем, часто синонимы.

 

 

Историки-предатели

 «Никогда не врут столько, сколько перед выборами, во время войны, после охоты» (Бисмарк).

Но поскольку война — это тоже выбор (между войной и миром), а также и охота, то понятно, что все касающееся войны — ЛОЖЬ. До войны, во время и после нее.

Причем, чем ближе и важнее война — тем безразмерней ложь. Слишком много тут и бизнеса и личного чувства.

Вторая мировая — рекордсмен по страшной лжи.

А ВОВ — как сердцевина этой войны — затоплена ложью еще гуще.

«Ложь» — это не придумывание несуществующих событий («залп Авроры», «сражения 23 февраля 18 года»). Нет, ложь о Второй мировой или о ВОВ — это, как правило, всего лишь сокрытие, недоговаривание некоторых фактов, обстоятельств, а значит — искажение, переформатирование всей картины. Как говорил тот же Бисмарк, «говорите правду, одну только правду — но НЕ ВСЮ правду». Это в учебниках. Но главный источник знаний общества про историю вообще, а о войне в особенности — разумеется, кино, ТВ. Тут все совсем просто — «ловкость рук и никакого мошенства». Кино для того и нужно, чтобы показать «художественную правду войны» в стиле голливудского соцреализма. Неважно, как шла война — достаточно похвастаться подвигами конкретного крепкого орешка… Так последние 10 000 лет и создаются героические «легенды и мифы Древней Греции», которые люди и считают своей реальной Историей.

Причем, за последние 20 лет, когда намордник с историков сняли, возникла целая пропасть между кино-теле-учебной историей и исторической наукой. Историков ВОВ, если не всех, то многих, можно хоть сегодня отдавать под суд. Они-то пишут обо всем — иначе откуда бы мы вообще знали, что «скрывают», что «искажают»? Но здесь есть свой пакт о ненападении. Историки не лезут со своей правдой к народу. Хотите что-то знать — «любите книгу, источник скорби». Не хотите — расслабьтесь у ящика и получайте удовольствие.

Предустановленная гармония: все народы хвастаются своими подвигами и не знают (скрывают, вытесняют) то, чего им следует стыдиться. Массовая история — ложь во спасение, да и того проще — ложь во имя душевного комфорта.

Не утопия ли, не глупость ли — безнадежно пытаться расковыривать правду?

Ну, вот возьмем несколько очевидных тем…

 

 

Евреи

Холокост, про который ни к селу, ни к городу сказал г-н Шойгу.

Не стану обсуждать злостную ложь ревизионистов — неонацистов, «отрицающих Холокост», а по сути дела трусливо ОПРАВДЫВАЮЩИХ его в форме глумления над жертвами.

Но черт с ними, с неонацистами. Лжи и лицемерия и без них хватает.

Сами законы об уголовном преследовании за отрицание Холокоста — это запоздалое лицемерие западных правительств.

Пальцем о палец не стукнув для спасения евреев, западные правительства задним числом решили «поставить свечку» в виде законов об отрицании Холокоста. Законы хороши, важны как элемент борьбы против антисемитизма, как элемент делегитимации антисемитизма. Но сравните: сколько слов сказано про Холокост — и сколько про вину ЗАПАДНЫХ СТРАН в том, что он стал возможен! По последнему вопросу царит скромное молчание… А ведь закон «об уголовном преследовании тех, кто обвиняет западные правительства в молчаливом ПОСОБНИЧЕСТВЕ Холокосту» — такой закон как будто не принят… Что ж такое робкое молчание? Или тема неинтересна?

 

 

Немало лжи-по-умолчанию и у самих евреев.

Увы, в этой самой страшной странице истории еврейского народа и, наверное, в самой ужасной странице во всеобщей истории человеческого безумия есть много слов, от которых евреям не только больно, но и стыдно… Как всегда, охотно пишут о героях, но не хотят писать о трусах и негодяях. А они были, их было много — евреев, работавших на немцев, доносивших на своих, бывших полицаями в гетто, старостами в концлагерях и т.д. Да, они были в безнадежном положении — предавали с петлей на шее. Да, их тоже уничтожили. Да, пусть осудит тот, кто уверен, что сам нашел бы в себе силы вести себя иначе… Все это так. Эта история настолько запредельно ужасна, что невозможно осуждать — находясь совсем в иных условиях, тот ужас не понять. Но — стыдно все равно…

А другая тема — позорный конформизм еврейских общин США, Англии, где еврейские элиты слишком боялись за СВОЕ благополучие и сделали далеко не все что могли, чтобы помочь своим братьям в Европе…  

И понятно, что об этих вещах евреи-историки предпочитают молчать, христиане-историки тоже, единственно кто эти темы охотно смакует — неонацисты, наследники и поклонники тех, кто создал концлагеря. Еще одна иллюстрация не только человеческой мерзости, но и вечного вопроса: где грань между корыстной ложью — и ложью во спасение.

 

 

 Французы и немцы

 А история Франции, Чехии, стран Восточной Европы (включая Балтию)?

Насколько я понимаю, на одну книгу во Франции, повествующую о разгроме французской армии, капитуляции, коллаборационизме, приходится сотня книг о Сопротивлении, де Голле и т.д.

Де Голль — главный символ, главный национальный герой Франции.

Тут степень «преувеличения» его роли в войне такая же примерно, как у поляков — насчет «капитана Клосса» из одноименного сериала… Когда Кейтель, подписывая капитуляцию, увидел представителя Франции, он нашел силы сострить: «А-а! Оказывается Франции мы тоже проиграли?»

Да… Война – капитуляция – оккупация — позорная страница в истории Франции. Но поскольку в истории САМОЙ ФРАНЦИИ позорных страниц быть не может по определению, эту страницу просто… подчистили! Французский школьник ассоциирует войну с Сопротивлением, а не с массовым и безропотным повиновением оккупантам. Примерно как в «17 мгновениях весны», где Эдит Пиаф со своей песней идет на фоне кадров с де Голлем — и оказывается чуть не героиней Сопротивления! А она пела по парижским кабакам перед немецкими офицерами…

Правы ли французы, придумав для самоутешения НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИФ? Наверное — зачем им комплекс неполноценности… Но ведь правда тоже для чего-то нужна? Или — совсем-совсем не нужна?

Или возьмем преступно-позорную пропаганду «своих эсэсовцев» в странах Балтии. Ведь все, что наши «госхолуи» говорят по поводу этой пронацистской пропаганды, — СВЯТАЯ ПРАВДА. Как правда и то, что прибалтийские, украинские и т.д. националисты говорят о Красной Армии…

Правы ли — не по корыстно-предвыборному, а по большому национальному счету — прибалты и украинцы, поэтизируя своих эсэсовцев? «Что ж делать, раз больше поэтизировать — некого!» Национальный миф нужен, а лепить его больше не из чего. Но может быть, строя свой национальный миф на лживом и кровавом болоте, они так в него и провалятся?

Немецкая ложь. Редкий случай ДВОЙНОГО замалчивания.

С одной стороны, немецкие учебники, массовая культура и т.д. конечно же, несмотря ни на какие покаяния, замалчивают масштабы участия немецкого НАРОДА «во всем этом» — Холокост, рабский труд, ограбление Европы, ужасы, творимые не только SS, но и частями вермахта… Замалчивают вообще степень морального развращения немецкой нации.

Такое замалчивание постыдных сторон в порядке вещей. Все как у всех.

Необычно другое. Немецкие учебники, СМИ, массовая культура — насколько я могу судить по оценке экспертов — через почти 70 лет помалкивают про то, что пережили сами немцы. Например, о том, что творилось при выселении немцев из Польши, из Судет. Не хотят разжигать реваншистские страсти, взрывать согласие в Европе… Политкорректность и политический расчет требуют — лучше промолчать во спасение, надо «дать остыть сковороде». За 70 лет она так и не остыла…

Немцы все-таки знают СВОЮ вину — вину агрессора и оккупанта. И не считают себя вправе заострять внимание на тех, мягко говоря, «несправедливостях», которые в отместку творили с ними. Это разумно, это благородно. Но назвать получившуюся в итоге картину «полной» и «объективной» никак нельзя.

Немцы помалкивают или говорят вскользь — опять же, насколько я могу судить по словам тех, кто живет в Германии — и о том, что творила Красная Армия в 1945-м. Советский фильм «Отец солдата» показывал, как советский солдат ухаживает за немецкой лозой, которую сломал наш танк, все помнят воина с девочкой на руках в Трептов-парке.

Но молва шумит, шумят легенды (отчасти их описал Солженицын в «Пире победителей»). Эти легенды говорят о другом отношении воинов к «немецким девочкам». Да, Геббельс врал, что «монголы» пройдут огнем и мечом, уничтожат всех немцев: «Бери белокурую женщину — она твоя добыча». Геббельс врал… Но НАСКОЛЬКО?

Нищие советские крестьяне в военной форме впервые увидели богатые европейские дома. Дома тех, кто напал на нас, сжег наши дома, убивал, насиловал… Да и немки… Что ж, где война, убийство, там и насилие с грабежом — небось, не с Буданова началось, не им и кончится... Разумеется, не все грабили, не  все насиловали, вполне возможно, что как всегда такие слухи ОЧЕНЬ преувеличены… Плохая и страшная слава вперед бежит. Как оно было на самом деле? Но что такое «на самом деле»? Статистики-то, надо думать, никто не вел… Да и вообще тема табуирована. Немцы не хотят разжигать у своих реваншистские эмоции. Ну а у нас тем более, заикнись — голову оторвут.

И опять я не знаю: это умолчание — во спасение? Во спасение кого? Или это корыстное искажение реальной картины? Раскапывание ТАКОЙ правды, поиск таких скелетов в шкафу — нужно это кому-то? «Правда»… А не пошли бы такие «правдоискатели» да к такой-то матери!» И такой ответ — тоже правда!     

 

 

Русские

Готовил Сталин нападение на немцев в 41-м? Если «да», то понятно, чего он так трясся, боялся хоть чем-то «спровоцировать Гитлера», чтоб тот не расстроил его планы…

Или же это — ложь Геббельса и Суворова, очередной фотомонтаж?

Обычный военный фильм про 41-й год. Наши солдатики с винтовочками — да на немецкие танки. Теперь уже не только в специальных, но и в массовых книгах полностью разоблачена эта явная ложь — чего-чего, а техники у немцев было куда меньше, чем у Красной Армии к 22 июня. А умения воевать, управлять войсками да и просто боевого духа — куда больше. И далеко не все наши попадали (сдавались!) в плен раненными, окруженными, в безнадежном положении и т.д. Разбегались — как пишут историки, разбегались целые воинские части, потеряв управление, побросав технику.

И так ли был неправ Сталин, расстреляв командование Западного фронта в 41-м году? Это не безумные расстрелы-37. Да, наверное, командование фронта, суди их хоть какой-то вменяемый суд, были бы оправданы или отделались лишением погон. Только ведь вот — во Франции генералов почем зря не расстреливали и они, сняв мундиры, мирно гуляли по оккупированному Парижу… Расстрел десяти генералов смертельно напугал 1000 остальных — хоть о нем и не писали в «Красной звезде», но все узнали! Конечно, начать расстреливать Сталин должен был с СЕБЯ, Тимошенко, Жукова — ГЛАВНЫХ виновников катастрофы, это верно. Но, во-первых, садюги-маньяки не стреляются, разве только со страху перед НЕИЗБЕЖНОЙ казнью (см. духовный брат Сталина — Гитлер). Во-вторых, армия с застрелившимся Главнокомандующим — как воевать станет? В-третьих, расстрел наркома обороны и начальника Генштаба мог только усилить панику в армии и стране. А в-четвертых — Жуков-то еще как пригодился: «Родину спасшему, вслух говоря».   

Вот историки пишут про ПОЛТОРА МИЛЛИОНА наших солдат, которые воевали во вспомогательных (и не только!) частях немецкой армии («власовцы» тут ни при чем). Верна эта цифра? Но даже если преувеличена — все равно, масштаб ПРЕДАТЕЛЬСТВА был огромный, невиданный ни в одной предыдущей войне России с Западом. В 41-м Гитлер рассчитывал — по Ленину — «превратить войну империалистическую в войну гражданскую», рассчитывал, что русский народ после первых мощных немецких ударов восстанет против «евреев, комиссаров, Сталина» и принесет немцам Россию на блюде. Расчет провалился — факт. Но ПОЧЕМУ провалился? Мы видели хронику: русская старуха-крестьянка крестит бойцов Красной Армии — спасителей. Но ведь есть и другая хроника: русские крестьянки крестят бойцов НЕМЕЦКОЙ армии — избавителей от коммунистов и колхозов… РПЦ благословила Красную Армию — но Зарубежная церковь благословила армию немецкую, а священники в церквях, открытых немцами, — за кого молились?

Так в какой мере гитлеровский расчет взорвать Россию изнутри провалился из-за патриотизма, а в какой из-за страха перед НКВД? И значит ли это, что НКВД спасло Россию, что будь в России не такой палаческий режим, то она бы рухнула и развалилась — как Франция, как Польша, как царская Россия, наконец, на которую и ориентировались немцы? И стала бы побежденная Россия точно «страной рабов, страной господ» — русских рабов-недочеловеков у немецких господ-сверхчеловеков! Так что же: спасибо НКВД, Сталину и Берии? (Обычный либеральный ответ «Да кабы не Сталин, то и войны бы не было» — меня как-то не очень убеждает. И наконец, ладно — допустим. Но вот война уже случилась, так в 41-м-то кто спас? Не абсолютная ли бесчеловечная жестокость Советской истребительной Системы?)

Нет ответа на эти вопросы. Равно неприятные, неудобные всем — сталинистам, антисталинистам…

И опять и опять — надо ли вообще об этом говорить по ТВ, обсуждать это в школах, смущая души людей?

 

 

З0 миллионов мирных граждан

Репрессированные народы…

Кто сегодня такой псих, что начнет ВСЕРЬЕЗ отвечать на вопрос: так правда ли, что было МАССОВОЕ сотрудничество этих самых народов (ну, разумеется, не каждого человека персонально!) с немцами? Так БЫЛО — или НЕ БЫЛО? А если БЫЛО — то как должна была поступить власть? Оставить потенциально «опасные народы» в тылу армии? Или же это все — ложь, клевета, лишь оправдывающая государственную садистскую жестокость? Надо было отделять виноватых от невиновных — бесспорно. Но была ли такая возможность? А может быть, виновных было совсем не так много, как рапортовали, чтобы выслужиться, Берия и Ко?

Кто ответит — без идеологической истерики, спокойно, с фактами в руках? Не знаю. Но думаю, что всех устраивающий ответ в принципе невозможен: исходные идеологические ответы, под которые надо подогнать условия задачки, слишком сильны, а на каждый факт есть контрфакт… И чем рыться в раскаленных углях, лучше их огородить — и идти себе лесом… И вполне возможно, что это правильно.

Или вот — наши потери.

Я уж не стану говорить о том, сколько русских убито и взято в плен (до 1945 года) на одного убитого и пленного немца. И сколько десятков тысяч было СОЗНАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕБЕЖЧИКОВ (а у немцев перебежчиков практически не было).

Я — о другом.

О жертвах среди мирного населения.

 

 

Никто точно не считал, но говорят про десятки миллионов погибших мирных жителей.

Но как это получилось?

Что ни говори про немцев, но никакого поголовного истребления населения они не вели — хотя, конечно, «борьба с партизанами» означала тактику выжженной земли, когда зачищались целые деревни (не так ли воевал СССР в Афганистане, США во Вьетнаме? Иначе — откуда полтора миллиона убитых афганцев, три миллиона убитых вьетнамцев?).

Есть такой ответ: эти миллионы погибли главным образом в результате бомбежек и артобстрелов перед наступлением. И якобы большая часть падает как раз на СОВЕТСКИЕ бомбежки и артобстрелы — не потому, конечно, что немцы «щадили население» (!!!), а просто потому, что они слишком быстро захватили огромные куски территории – в считанные месяцы 1941-го, а мы их освобождали добрых два года (1943-1944).

Кто-то это считал?

А кому-то это — надо?

И вопрос: а ИНАЧЕ воевать можно было? Не уничтожая миллионы, а может, и десятки миллионов (!!!) своих мирных жителей?

Советская Система Гулага победила (при огромной помощи США и Англии) нацистскую Систему Освенцима. А полем столкновения стала Россия. Что же удивляться ДЕСЯТКАМ МИЛЛИОНОВ погибших…

И опять вопрос.

А ДРУГАЯ Система — могла справиться с нацистской Системой?

Причем на кону стояла не «победа в войне» — а существование России как страны, русских как нации, а в конечном счете — всей современной Цивилизации, которую хотели покорить и уничтожить «новые гунны».

Так что же: да здравствует Палач-Победитель, серийный убийца, «эффективный маньяк» и возглавляемая им Система массового уничтожения?

Это совсем не риторические вопросы.

Это вопросы, на которые, как мне кажется, в принципе НЕТ ОТВЕТА.

Потому что бывают вопросы, на которые ответа нет.

Неразрешимые вопросы — как говорят, последние.

А когда ответа нет, его заменяет замалчивание и разноцветная ложь.

Ложь корыстная, для тех, кто врет.

Но может, это ложь во спасение тех, кому врут, от кого скрывают?

«Не будите спящую собаку» — лучше примите закон об уголовной ответственности за попытку эту собаку будить.

«Я иду по ковру, ты идешь — пока врешь, мы идем — пока врем, вы идете — пока врете».

 

 

Я не могу найти ЧЕСТНОГО ответа: кому, зачем нужна ПРАВДА о войне?

Может быть, единственный ответ примерно такой: все-таки если бы людям рассказали, мордой ткнули в весь этот АБСОЛЮТНЫЙ УЖАС, без голливудской патоки и футбольно-патриотической лжи — может быть, тогда что-то и правда изменилось бы в сознании. И люди (большинство нормальных, хороших людей) переступило бы через бездумные детские «геройские мифы» и приблизились к осознанию ПАЦИФИЗМА как естественной нормы человеческой жизни. Кстати, пацифизма не только во время войны, но и в мирных человеческих отношениях…

Или это тоже глупая утопия, типа «подставь правую щеку»? Ты-то подставишь — вот и получишь…

Нет. Не знаю ответа. ЗАЧЕМ стремиться «к правде во пагубление»? Или бывает «правда во спасение»? Как же она выглядит?..

 

Фотоматериалы с сайта www.ushmm.org

Версия для печати