Лишится ли Украина чемпионата Европы по футболу?
Возможно тем, кто переживает по поводу подготовки к Олимпиаде в Сочи, немного улучшит настроение новость о том, что Украина столкнулась с тяжелейшими проблемами в организации не менее масштабного мероприятия — чемпионата Европы по футболу 2012 года. Последние решения УЕФА по данному вопросу ничем иным, кроме последнего китайского предупреждения, не назовешь. Из четырех городов-претендентов на проведение матчей три на данный момент признаны негодными — Донецк, Львов и Харьков. Остается только Киев. Но и его формальная готовность является фактической неготовностью. Ведь изначально именно в Киеве планировалось сыграть финал, а теперь степень его готовности оценена как «не выше полуфинала». То есть решающую игру вполне могут перенести в Польшу, совместно с которой чемпионат украинцы и организуют. Такой перенос стал бы тяжелым ударом по имиджу страны. Лишиться финала — унизительно со всех точек зрения.
Вообще, идея провести европейское первенство на Украине и в Польше с самого начала была довольно экстравагантной. Просто потому, что чемпионат Европы по футболу объемом работ и престижностью уступает только мировому футбольному первенству и летней Олимпиаде. Даже зимние Игры котируются — кстати! — не так высоко. И если в Сочи в порядок надо привести только один город и его окрестности, то для Евро-2012 — четыре города. Туристический поток там будет куда больше, нужны четыре международных аэропорта, десятки гостиниц, причем в первую голову недорогих. Тысячи километров дорог — ведь между городами тоже надо перемещать болельщицкие массы.
К слову, о пользе и целесообразности подобных дорогостоящих проектов. Стадионы людям, далеким от спорта, может, и не пригодятся, а вот аэропорты, гостиницы, дороги, новые рестораны, магазины и вся сопутствующая большим мероприятиям инфраструктура — останутся! Так что для Украины чемпионат Европы, как и для нас Олимпиада — это отличная возможность совершить шаг, в чем-то даже прорыв. Сделать дела, которые при ином раскладе не делались бы годами!
Однако для делания шагов и прорывов необходимо иметь все-таки некоторые приемлемые условия, «стартовый капитал». А Украина, как и мы, стартовые условия имела весьма специфические. Наши инфраструктуры достались нам в наследство от советских времен, когда о комфорте и удобствах никто не думал. Люди не путешествовали и, следовательно, не было нормальных гостиниц. Дороги должны были быть пригодны для перевозки грузов тягачами или для проезда танков. Аэропорты воспринимались как перевалочные базы и «накопители». Прошло слишком мало времени, чтобы изменилось сознание. Слишком мало времени, чтобы, даже начав что-то делать сразу после распада Союза и перехода к рынку, можно было успеть кардинально изменить облик и России, и Украины. А ведь и начинать-то никто не торопился.
В общем, украинская идея с чемпионатом Европы выглядела поначалу фантастикой — практически ненаучной. Но так вышло, что именно на первенство 2012 года особых желающих и не набиралось. Главным соперником была Италия. И, конечно, итальянцы с их экономическим потенциалом и футбольными традициями стали бы победителями конкурса. Но как раз на тот период Италию потрясли мощнейшие футбольные скандалы. Вандализм на трибунах и коррупция подорвали шансы Италии чрезвычайно. А тут Украина и Польша. Молодые, быстроразвивающиеся страны, к тому же из Восточной Европы, которую так необходимо поддержать в плане демократии и экономики. Да еще заявку такую красивую поляки с украинцами представили. Так и победили.
Прошло 2 года. За эти два года футбольные власти не менее десятка раз выражали озабоченность и обеспокоенность по поводу хода подготовки. В Польше разгорались один за другим футбольно-коррупционные скандалы. В результате дошло до прямого вмешательства правительства, что прямо запрещено футбольными законами, и Польша вместо проведения чемпионата Европы в какой-то момент рисковала вообще лишиться членства в международных футбольных организациях!
Украинским властям же все это время было просто не до футбола. Им нужно было между собой договориться по куда более важным вопросам. И Ющенко, и Тимошенко по отдельности, равно как и большинство простых украинцев, с великой радостью провели бы у себя европейский чемпионат. Но для этого надо что-то делать! А до сих пор все успехи носили спорадический характер, все достижения были результатом усилий каких-то отдельных людей, вроде самого богатого украинца Ахметова или главного закоперщика Евро на Украине Суркиса. Вот Ахметов в рабочем, шахтерском Донецке строит пятизвездочные отели, торговые центры, построил самый шикарный во всей Восточной Европе стадион. И, тем не менее, УЕФА не считает Донецк готовым к турниру! Говорят, что Украина куда дальше России ушла в плане модернизации дорог, но инспекторы признают украинские дороги совершенно негодными. Лишь потому, что за пять лет, данных на подготовку к турниру, нужно было сделать столько, сколько не сделали за предыдущие пятьдесят!
А сделать это было возможно лишь одним способом — превратив чемпионат Европы в нацпроект. Как Сочи в России. Здесь нужно сделать самое важное пояснение. Я говорю о проведении подобных мероприятий как таковых, с учетом их несомненной пользы для организаторов. Пользы, заключающейся в том, что мероприятия эти при должном подходе приносят большой единовременный доход и оставляют на годы обновленную инфраструктуру, меняют облик городов, регионов, а порою и целых стран. И есть несколько способов организовать эти мероприятия. Американский способ подразумевает почти стопроцентные частные инвестиции, при символическом участии государства. Есть способ китайский. При полнейшей общенациональной мобилизации живой силы и ресурсов. Есть смешанный европейский способ, когда деньги берут отовсюду, откуда только можно, потому что государству или бизнесу по отдельности проект тянуть будет трудно и накладно.
И Россия, и Украина должны были выбрать какой-то из этих путей. Россия фактически выбрала китайский, потому что денег у государства даже сейчас, в кризис, достаточно, а бизнес наш полугосударственный. До тех пор пока в стране нет нормального бизнеса и настоящей демократии, ни американская модель, ни даже европейская нам в Сочи не помогли бы. Это грустно, но так. Украина же вообще никакой модели не выбрала. А все принятые программы, как и многое другое, принятое в стране за последнее время, просто не исполняются. В этом разница между украинским Евро и нашим Сочи. При том, что задача у России, еще раз скажу, попроще, нам дано не пять лет, а семь, и наше экономическое положение, конечно, прочнее.
Вот и выходит, что чемпионаты Европы по футболу или Олимпиады — это забавы или для богатых стран, или для стран «вертикальных». Исключения бывают. Например, Олимпиада в Греции. Ну так Греции эта Олимпиада еще ох как долго будет аукаться. Убытки до сих пор сосчитать не могут. Думаю, что и на Украине будет очень трудно. Но чемпионат у нее не отнимут. Потому что переносить его уже и некогда, и некуда, и одной Польше с ним не справиться. Для украинцев главное навести порядок в Киеве, чтобы не потерять право на проведение финального матча и подготовить хотя бы еще один город — об этом прямо сказал босс УЕФА Платини. А нам вместо того, чтобы злорадствовать по поводу трудностей соседей, надо за них вовсю болеть. Во-первых, мы сами же претендуем на чемпионат мира. А неудача Украины подорвет организационные перспективы всей Восточной Европы. А во-вторых, когда еще такой крупный турнир пройдет у нас под боком, почти на родном языке и среди братских лиц.