Пари Рыклина еще не проиграно
Не знаю, на какую сумму и с кем спорил уважаемый коллега Александр Рыклин, но проигравшим он себя может, в принципе, не считать. Да, против его ожиданий Путин приехал в Пикалёво, но классика учит нас, что «проиграно сражение, но не проиграна война». А «войну» Рыклин, уверен, выиграет. Путин не захочет на постоянной основе быть заместителем Шойгу по экономическим вопросам. Хотя ситуация, когда целому городу жрать нечего, почрезвычайнее будет даже, чем ураган и град с камнями.
Коллеги-газетчики насчитали сотню моногородов, то есть населенных пунктов, целиком зависящих от градообразующих предприятий или нескольких предприятий сходного профиля. Это порождение закрытой советской экономики, и за двадцать лет рынка этот атавизм излечить не удалось. В период кризиса эти города одними из первых попали под удар, причем такие удары сродни выстрелам в упор: если попали, то насмерть.
Так вот о том, почему я не считаю Рыклина проигравшим. Путин не поехал бы по всем проблемным городам, даже если бы и захотел. Иначе он минимум год провел бы в дороге, отложив любые другие дела. Не станет он делать этого и по указанным Александром причинам, относящимся к характеру Владимира Владимировича, который рассматривает подобные инциденты как шантаж – лично его, Путина, шантаж. Но! Так ведь это и есть шантаж!
Конечно, пикалёвцы вышли на улицы, не чтобы напакостить лично премьер-министру. Но они прекрасно понимали, что премьер-министр – единственный человек, реально способный им помочь. Потому что наше государственное устройство таково, что всё зависит от одного человека. В огромной, бесконтрольной, неблагоустроенной стране. Раньше это проявлялось в невинных казусах «прямых линий», когда Путину приходилось самолично устанавливать новогодние елки в далеких поселках, проводить трубы в станицы, ставить телефоны ветеранам в квартиры. Это было даже трогательно, пока на смену елкам и телефонам не пришли голодающие дети и их родители. И эти родители действительно идут на шантаж.
И совершенно естественно, что после Пикалёво сценарий почти в точности повторился на Байкале, на знаменитом ЦБК. И рабочие не скрывали, что ждут Путина и готовят к встрече и голодовку, и перекрытие дорог. Путин туда не поехал бы, сто процентов, потому что иначе, говоря языком бокса, все бы поняли, что он «поплыл». Но тут сработал страх. Страх местных начальников перед призраком избиения. Они тоже смотрели телевизор, и им не захотелось оказаться на месте губернатора Сердюкова и олигарха Дерипаски. Они чисто по-человечески испугались! И начали платить деньги. Где они их взяли – не знаю, но нашли и начали платить. Таким образом, ситуацию разрулил не сам Путин, но призрак его.
Что дальше? Как я уже сказал, в стране сотня моногородов. И в большинстве из них повторение байкальско-пикалёвских событий более чем вероятно. И у граждан отныне есть рецепт решения проблемы: голодаем, перекрываем, требуем приезда лично Путина. И либо приедет Путин, либо его призрак заставит местную власть выполнить требования.
Это оружие, впрочем, не универсально. Во-первых, если премьер-министр больше совсем никуда не поедет, его призрак утратит свою харизму. Начнут думать, что Путин «невыездной». Или пуще того – охладел к народным бедам. Тогда где-то народные волнения рискнут и проигнорировать. Мол, нет хлеба – кушайте пирожные, и никакой Путин вам не поможет. А во-вторых, мы прекрасно понимаем, что помощь бедствующим в Пикалево, на Байкале и в других местах осуществляется по принципу «тришкина кафтана». Деньги для «буйных» отнимают у «тихих». А когда «тихие» разбуянятся, отнимут еще у кого-нибудь. Поэтому граждане должны понимать, что их требования не будут удовлетворяться, простите за тавтологию, по первому требованию. Они должны либо трудиться в очень известном, символическом месте – как на Байкале, либо их ситуация должна быть поистине драматичной – как в поселке Светлогорье, где люди перешли на подножный корм и картофельные очистки. И только после того, как вот эти очистки прогремели по всей стране, уже подключился Путин.
И впредь, дорогие сограждане, будьте готовы к тому, что помогать государство будет не всем подряд, а только тем, кто буквально окажется на краю гибели. А Путин будет появляться на местах боев только в самых редких случаях и только с одной единственной целью – подкормить своего призрака. Чтобы не расслаблялись, чтобы знали, что начальство бдит и в любой момент нагрянет. И что пускай пряников на всех не хватит точно, кнут найдется для каждого.