Страна Послепу
Где-то там далеко, за горами высокими, за долами широкими, за морями глубокими, за временами долгими, есть чудесная страна Послепу. В ней свободы растут и процветают, страна демократична, как никакая другая, а Конституция всех на свете милее и румянее.
Конференция «Россия после Путина» собрала массу интересных докладчиков и еще больше потенциальных участников распугала своим названием. Отказавшиеся, видимо, не хотели оскорбить всемогущего премьера своим присутствием на неблагонадежном действе. Им и в голову не пришло, что куда оскорбительнее предполагать, что после Путина России уже и не будет. Таким образом, конференция разделила политэлиту на две группы. Первая считает, что после Путина Россия еще останется и пора размышлять — какая. Вторая группа не верит, что после Владимира Владимировича может хотя бы что-то от России остаться — таковые не прибыли на конференцию совсем.
Каждый пытался заглянуть в далекое (или близкое) Послепу и понять, каким оно должно быть. Каждый из авторов рисовал что-то свое, размышляя и о дне сегодняшнем, и о днях будущих:
Станислав Белковский:
«С моей точки зрения, есть ответ на то, каким должен быть новый режим. Этим режимом должна быть конституционная монархия, поскольку это единственный режим, в рамках которого в России возможна демократия».
Борис Виноградов:
«Россия 2030-й год. Идут выборы президента. Баллотируются Собчак и Турчак. Руководит процессом выборов Владимир Владимирович Путин. Вот примерно мой прогноз на ближайшие двадцать два года».
Гейдар Джемаль:
«Надо говорить не о том, как разделить власть в этой корпоративной верхушке, а о том, как обеспечить независимость народа от власти».
Гарри Каспаров:
«Было бы хорошо, если бы эта конференция была пролонгирована по времени, потому что процесс сличения позиций долгий — а нам необходимо найти те точки консенсуса, которые позволили бы нам сформулировать принципы нового государственного проекта для России».
Владимир Милов:
«Мне кажется, то, что нам нужно делать сегодня, — это сократить разрыв между нами, оппозиционерами, и широкими слоями населения. Причем разрыв существует не только между нами и населением, но даже между нами и теми, кто нам сочувствует. Главное, что предстоит сегодня делать оппозиционерам, — сконцентрировать силы на выработке конструктивной повестки дня».
Борис Немцов:
«Я бы хотел, чтобы мы внятно и четко сказали, что вместо крепостничества нужно раскрепощение, вместо «басманного правосудия» нужен независимый суд, вместо назначений убогих нужны всенародные выборы, вместе унитарного государства — федеративное, а вместо несчастных мэров, которые часто оказываются за решеткой, нужно достойное местное самоуправление. Кроме того, главное кредо, которое должно быть у оппозиции, — свобода и конкуренция».
Дмитрий Орешкин:
«Радостно ожидая, что Путин когда-нибудь уйдет, а это время обязательно придет, надо обязательно предложить что-то взамен. Потому что когда в восьмидесятых годах нам казалось, что, стоит убрать шестую статью Конституции, и мы сразу станем, как Америка, то это были мечты, оказалось, все совсем не так… У нас с вами будет серьезная проблема обеспечения единства страны в условиях отсутствия реальных рычагов обеспечения этого единства. Потому что сейчас оно обеспечивается именно что мощным центром».
Александр Рыклин:
«Есть три вопроса, которые предстоит решать переходному правительству. Привести страну к свободным, демократическим выборам в некий законодательный орган, судя по всему, надо вести речь об Учредительном собрании. Поддерживать в стране экономическую стабильность, причем без резких радикальных решений, например, таких, как национализация, — учитывая ограниченную легитимность переходной власти. И в-третьих, провести доскональную и гласную ревизию предыдущего царствования».
Ольга Курносова:
«На мой взгляд, нужно искать то, что нас объединяет. А нас объединяет понимание, что нам необходима политическая демократия, по крайней мере. Нам необходима конкуренция, по крайней мере. И нас объединяет желание искать пути выхода из сегодняшней ситуации».
Докладчики рассматривали текущие проблемы оппозиции, ее задачи на будущее. Искали варианты устройства государства в послепутинский период. Дискутировали о том, надо ли менять Конституцию или, как предлагали некоторые, можно обойтись вообще без нее.
Страна Послепу не была у всех одинаковая. У каждого она оказалась своей. Но в одном все сходились: каким бы ни был сегодняшний Пу — Послепу неизменно придет. И нам в этой новой России жить. Как жить — об этом стоит думать уже сегодня.
Видеоматериалы конференции можно посмотреть здесь