Антикризисный проект Кремля: когда ОМОН спешит на помощь
Развертывание сил и координация
В 2003 году, по данным МВД, в России было 98 отрядов милиции особого назначения. Сложно оценить, много это или мало для такой огромной страны, как Россия, но можно сравнить с концом 1980-х, когда накал общественной борьбы в СССР был не сопоставим с нынешним, а современные митинги и «марши несогласных» показались бы карликовыми на фоне тех событий. Тогда, в 1988 году приказом МВД СССР были созданы 19 ОМОНов в 14 российских регионах и трех союзных республиках.
В наше время руководству МВД показалось недостаточно иметь даже 98 отрядов. В 2007 году, после самого мощного «Марша несогласных» в Москве, замминистра МВД Михаил Суходольский (на фото) сообщил в интервью «Газете», что в стране действует уже 121 ОМОН, то есть на 23 отряда больше, чем за четыре года до того. Согласно официальному пресс-релизу МВД, в составе этих отрядов служит 20 тысяч человек.
Но этим силы МВД, нацеленные на разгон демонстраций и митингов, не исчерпываются. К 2007 году в органах внутренних дел действовали еще 87 отрядов милиции специального назначения (ОМСН), общей штатной численностью более 5,2 тыс. единиц.В результате на сегодняшний день мы имеем 208 отрядов спецназа, в которых служит 25, 2 тысячи хорошо обученных и тренированных бойцов.
Проблема с некомплектом милицейских спецподразделений, существовавшая в 1990-е, уже решена путем дополнительных денежных надбавок, благодаря которым бойцы ОМОН и ОМСН получают одну из самых высоких зарплат в МВД.
Отличия между ОМОН и ОМСН не должны больше никого вводить в заблуждение, поскольку являются пережитком прошлого, успешно изживаемым руководством министерства внутренних дел. В 1990-е ОМОНы подчинялись милиции общественной безопасности, а СОБРы (предшественники ОМСН) относились к криминальной милиции и занимались борьбой с оргпреступностью и терроризмом, будучи милицейским аналогом «Альфы».
Теперь ОМСН добавили новую функцию: участие в мероприятиях, направленных на пресечение преступлений экстремистской направленности.
Сегодня уже проходят совместные учения ОМОНов и ОМСНов по разгону манифестаций, а в апреле 2009 года в четырех регионах России начался эксперимент по объединению отрядов ОМОН и ОМСН в единые тренировочные Центры: в Татарстане, Алтайском крае, Новосибирской и Нижегородской областях.
Увеличение сил спецназа и новые задачи заставили МВД изменить систему управления многочисленными отрядами.
В 2005 году для руководства всеми подразделениями особого и специального назначения создали Центр оперативного руководства деятельностью спецподразделений (ЦРД СП) МВД России. Цель — подчинить все единому центру, отладить координацию отрядов спецназа для борьбы «с оргпреступностью, терроризмом и экстремизмом» и улучшить логистику, то есть доставку отрядов из региона в регион.
В 2006-м в МВД сообщили, что за 2005 год финансирование спецподразделений милиции было увеличено почти в два раза.
Как следует из отчета МВД от 4 сентября 2009, сегодня Центр оперативного руководства спецподразделений МВД координирует деятельность специальных подразделений милиции по всей стране, кроме того, «спецподразделения МВД начали работать с авиацией, чего раньше не было в принципе».
Логистика
И это правда. До последнего времени для переброски ОМОНов по стране использовалась авиация внутренних войск МВД (первые авиаподразделения были созданы еще в 1978 году, а в 89-90 гг. решением министра внутренних дел СССР во внутренние войска были поставлены новые транспортные самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-26).
Именно на этих транспортниках внутренних войск советских омоновцев перебрасывали в конфликтные точки в союзных республиках. Так в октябре 1990 года в Нагорный Карабах доставили рижский ОМОН, а спустя год на тех же самолетах ИЛ-76 вывезли личный состав рижского ОМОНа с семьями в Тюмень (с этого момента отсчитывает свою историю тюменский ОМОН). Те же Ил-76 использовались для транспортировки ОМОНов в Чечню во время обеих чеченских кампаний. В декабре 2008 года на Ил-76 ОМОН «Зубр» был доставлен из Москвы в Владивосток для разгона манифестаций против повышения пошлин на иномарки.
Однако эта схема, видимо, показалось недостаточной руководству МВД. В декабре 2003 года в МВД была создана своя авиация — авиация внутренних дел, куда вошли Центр авиации МВД России и девять авиаотрядов спецназначения в разных регионах страны. Это были лишь первые шаги: по словам Михаила Суходольского, в ближайшее время будут созданы еще семь отрядов. Как заявил в сентябре 2009 года руководитель Центра авиации МВД Сергей Ежов, центр имеет 30 вертолетов среднего и легкого класса, включая вертолеты марки Ми, один дирижабль и самолет Як-40, пять комплексов высотного видеонаблюдения на базе привязных аэростатов и шесть комплексов беспилотников.
Кроме того, была разработана концепция, которая позволяет быстро перебрасывать силы спецназа из региона в регион.
В январе 2008 года министр Нургалиев утвердил «Основные направления развития авиации внутренних дел РФ на 2008-2015 гг». Этот документ «предусматривает возможность для 51 субъекта Российской Федерации, органы внутренних дел которых не имеют в своем составе авиационных подразделений, использовать для решения возложенных на них задач милицейские воздушные суда, имеющиеся в соседних регионах». Просто регионы без авиации МВД попадают в зону ответственности авиаотрядов.Однако авиация не всегда удобна для доставки ОМОНов в неспокойный регион — во Владивостоке, например, московским омоновцам местные жители пообещали в следующий раз перепахать взлетную полосу, а в Пикалево нет аэропорта.
И в МВД это учитывают, выделяя значительные средства на закупку автобусов и спецавтомобилей. Эти бронированные громадины москвичи имеют счастье наблюдать каждый раз, когда в центре столицы проходит какая-нибудь протестная акция – на них в столицу нашей родины привозят спецназ из соседних областей.
Массовые поставки новой автотехники для милицейского спецназа начались в 2007 году. Еще в декабре 2006-го начальник департамента тыла МВД Виктор Пивченко заявил, «мы планируем приобрести более пяти с половиной тысяч единиц автобронетехники, в том числе для специальных подразделений, более сотни вахтовых автобусов на шасси «Урал» и 30 единиц специальных полицейских автомобилей». В том же году ОМОНы получили 122 так называемых вахтовых автобуса для транспортировки личного состава на базе «Урала-4320». В сентябре 2007 года завод «Урал» передал МВД для нужд ОМОН и ОМСН еще шесть таких автобусов. Неудивительно, что по итогам 2007 года на «Урале» с гордостью заявили, что завод увеличил объем производства на 58.3% и впервые за последние 15 лет вернулся к двухсменному режиму работы.
Конечно, укрепленные «Уралы» с решетками на окнах подходят для перевозки и задержанных на демонстрациях, и бойцов ОМОНа, но они не слишком комфортабельны для начальства.Поэтому вторая машина, на которую сегодня сделана ставка, это вполне современный автобус «Аврора» Курганского автозавода, на базе которого ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД разработало спецмодель для штабных групп ОМОНов. Такие автобусы оборудованы системой кондиционирования, автономной системой энергоснабжения, радиостанцией, компьютерами и даже телевидеосистемой.
Между тем, большая часть этой техники, от автобусов до транспортных самолетов, имеет одно общее качество — для борьбы с оргпреступностью она не предназначена.
P.S. В этом тексте не упомянуты спецподразделения внутренних войск (ВВ), хотя служащие ВВ также задействуются на массовых мероприятиях. Дело в том, что перед внутренними войсками сегодня поставлена другая задача: если ОМОНы должны вернуть политический контроль, утраченный в результате мирных массовых мероприятий, то внутренние войска должны вмешиваться, если происходит вооруженный мятеж. Поэтому параллельно с империей ОМОНов развивается многоуровневая машина внутренних войск — со своими спецназами, авиацией, бронетехникой, ситуационно-кризисными центрами и т. п. Правда, никто не поручится, что в час икс эти силы не будут задействованы, если ОМОНов вдруг окажется недостаточно.