КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеИтоги года. Спорт и кризис

2 ЯНВАРЯ 2010 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

РИА Новости
Для большинства наших болельщиков главный итог года является и единственным. Сборная по футболу не попала на мировое первенство. Реакцию было нетрудно предположить. Геройские футболисты тут же должны были превратиться в зажравшихся миллионеров. Тренер «Гус Иванович» стать варягом, который так и не понял русской души (которая естественно чрезвычайно загадочна) и т.д. и т.п. Так в целом и вышло. Но мы все-таки недооценили всю степень народного разочарования. Потому что если прежде дело ограничивалось руганью, то теперь началась натуральная месть. Не успел еще затихнуть свисток судьи в Мариборе, а уже пошли слухи, что игроки напились перед главным матчем в жизни. Потом депутаты предположили, что игроки не просто напились, а «продали» матч. Апофеозом же стала телепередача, из которой мы узнали, что напились они еще и перед первой встречей со Словенией в Москве. Такие потоки дерьма можно изливать только на очень любимых людей, которые совершенно не оправдали надежд. И впереди еще много интересного. Потому что сборная имеет все шансы остаться без любимого тренера, а футбол уже в феврале получит нового руководителя. И борьба за президентское кресло в РФС идет настолько жесткая, как не за всякое министерство или губернию бьются.

 

А остался футбольный союз без руководителя после известного распоряжения президента Медведева, узревшего странную практику совмещения постов, когда госчиновники параллельно руководили спортивными федерациями. Вообще-то узрел Медведев правильно. Потому что спортивная федерация – это серьезная фирма, которой нельзя руководить, что называется, по остаточному принципу, в качестве хобби, вникая в ее дела на пару часов в неделю и подписывая какие-то бумажки, не глядя. Есть и такие федерации, которые, как тот же РФС, по своей денежности, разветвленности и престижности вполне министерско-государственного масштаба. Так что идея доверить все настоящим профессионалам спорта, а не свадебным генералам, была верной. Тем более что бывшие начальники спокойно перешли в наблюдательные советы и получили возможность вот таким способом помогать любимым видам спорта. Но есть, однако же, предположение, что всю эту комбинацию затевали не из глобальных благих побуждений, а чтобы сдвинуть со своего места Виталия Мутко, руководившего и всем спортом в целом и всем футболом в частности. Что только еще раз доказывает какое-то уже чрезмерное увлечение кожаным мячом на государственном уровне.

И еще одним доказательством этого стала история с «Томью». Футбольный клуб-середняк, без богатой истории и без яркого настоящего стоял на грани банкротства, но был спасен лично Путиным после слезного обращения к премьеру. Это произошло как раз в тот момент, когда попрошайничество ненадолго вошло в моду. Но если эмоции работников предприятий в моногородах понятны, то жалобы несравнимо более зажиточных футболистов на мелкость жемчуга были откровенно противны. Зато прекрасно проиллюстрировали, на чем стоит и стоять будет отечественный спорт. На подачках. И на распилах. Зарабатывать на спорте в России непросто, мягко говоря. Но ведь никто и не пытается. Не пытается не то что выйти на полную окупаемость, но хотя бы сократить разрыв между расходами и доходами. Частных команд очень мало. Остальные сидят либо просто на шее у бюджета, либо питаются из сиськи фактически государственных компаний типа Газпрома.

Однако нынешний год обещал для дармоедов стать непростым. Кризиса ждали почти, как мировой войны. Непрофильные расходы шли под нож первыми. А спорт – игрушка и актив стопроцентно непрофильный. Года полтора назад спортивные менеджеры, с удовольствием осваивая огромные бюджеты, похвалялись, что у нас сильнейшая в Европе хоккейная лига, а также неплохие баскетбольная и волейбольная, что к нам едут звезды со всего мира, что в том же хоккее мы догоняем НХЛ, а в баскетболе пусть и не догоняем НБА, но уже готовы перекупать у заокеанской лиги звезд первейшей величины. Это был пир. Потом пришла чума. И звезды — как приехали, так и уехали. Не все, но многие. Начали уезжать даже наши собственные лучшие игроки, пускай пока и в небольших количествах. За год мы потеряли три десятка клубов в различных видах спорта, среди которых были и знаменитые баскетбольные команды женского ЦСКА и мужского «Урал-Грейта». И это только игровые, т.е. наиболее популярные виды спорта. А тем, про кого вспоминают только в год Олимпиады, вообще пришлось застегивать пояса, интенсивно сосать лапу и повторять «халва, халва, халва».

Но надо заметить, что всё могло закончиться, конечно, гораздо хуже. Ждали поголовных банкротств, что спортсмены месяцами будут сидеть без денег, что даже в высших лигах не удастся доиграть чемпионаты в полном составе из-за краха его участников. Такого не произошло. И в этом состоит позитивное влияние кризиса. Ведь наш спорт не просто потреблял в нажористые годы тонны денег — огромный процент их просто разворовывался или тратился на всякую ерунду. Сейчас хозяева стали внимательнее следить за тем, на что и сколько тратят, во многих местах поменяли «тратильщиков» на более совестливых. Купеческие замашки пришлось оставить, и теперь такие фокусы, как покупка Газпромом для «Зенита» португальца Данни за миллиард рублей, невозможны.

В мировом масштабе для нас это был год очередных допинговых позоров. Они, строго говоря, тянулись еще с конца года 2008-го, но биатлонисты и лыжники продолжали получать и оправдываться вовсю и в году 2009-м. В смысле допинга в стране мало что изменилось. При всей бравурности антидопинговой отчетности, наши борцы с зельями и таблетками как никого не ловили, так и не ловят, зато за границей наши «чистые» атлеты как попадались, так и попадаются. При всей спорности борьбы с допингом как таковой, правила есть правила. Им надо следовать, а если попался, то имей мужество сознаться. Наши не сознаются, выставляют себя жертвами произвола, а в обществе отношение к ним почти как к героям. И уж точно как к жертвам антироссийских заговоров. Что, конечно, не способствует предотвращение новых скандалов. Но не только это. У нас очень слабая юридическая защита атлетов. Потому что в каких-то случаях можно бороться или за смягчение наказания или даже за полное оправдание, но мы проигрываем процессы раз за разом. Ну и невежество, конечно. Потому что значительная часть спортсменов попадаются просто по глупости. Не оттого, что коварные тренер и доктор давали допинг целенаправленно, а потому что товарищ сам решил что-нибудь попить и поколоть или покупал «паленые» таблетки или еще как-нибудь начудил «по совету друзей». Или вот как с футболистами ЦСКА, чуть не вляпавшимися в историю лишь потому, что их доктор не внес лекарства, которые они пили, в официальный формуляр.

А еще один итог 2009-го спортивного года будет подведен уже в 2010-м — в феврале в Ванкувере. Олимпиада — это итог итогов. И года, и четырёхлетия. И за оставшиеся полтора месяца кардинально можно что-то только ухудшить, но не улучшить. По всем раскладам грядущие Игры ожидались как полный провал. Ведь в 2009-м по результатам чемпионатов и Кубков Мира светила нам (если не считать хоккея) лишь одна золотая медаль. Канада и Германия, Швейцария и Австрия, Норвегия и Франция, Япония и Швеция, Корея и Китай, США — и это еще не все, кто по предварительным прикидкам должны опередить в Ванкувере самую снежную и холодную страну мира, то есть нас. Хорошо хоть в декабре неожиданно стали приходить обнадеживающие известия то с биатлонных стрельбищ, то с лыжни, то от саночников, то от бобслеистов-скелетонистов и даже от сноубордистов. Да и Плющенко вернулся. Да и про хоккей не забываем. Что-то из этого может и сыграет в нашу пользу в общеолимпийском раскладе.

А там, после Ванкувера уже прямая дорога до Сочи. Где какая-то работа весь год все-таки шла. Там опять перетрясли командный состав, перекроили карту объектов и скорректировали сроки их строительства, нарисовали какую-то смехотворную эмблему, особенно трогательную, поскольку это «нечто» было отобрано чуть ли ни из 600 вариантов (если итоговый вариант был прекрасней всех, то каков же был самый слабый?). И потрачено на конкурс не три рубля и не три дня. Но сказать при этом, что проект олимпийской стройки проваливается, нельзя. Строят потихоньку. В кризисный год и здесь можно было ожидать много худшего. Но я и так-то не сомневался, что Игры пройдут в Сочи и что всё к их началу будет готово (качество оставим за скобками, точнее, в скобках), а теперь и подавно в этом уверен.

Такой, в общем, получился год. Без больших достижений, с преобладанием разочарований, но с несбывшимися ожиданиями тотальных крушений. Как и во всей остальной нашей жизни, что лишний раз доказывает, что спорт – часть этой жизни, не лучше и не хуже, одно из маленьких зеркал, в которых эта жизнь отражается.     

Фотографии РИА Новости

Обсудить "Итоги года. Спорт и кризис" на форуме
Версия для печати