После обращения президента США Барака Обамы к нации, в котором он заявил о неизбежности военного удара по Сирии, события развиваются сразу по нескольким направлениям. Так идет концентрация войск США в регионе. Одновременно Вашингтон пытается легитимизировать предстоящую военную операцию и заручиться поддержкой тех стран, которые поддерживают нанесение ограниченного удара по Сирии. О готовности поддержать США заявили уже руководители Турции и Франции. Однако пока что численный перевес на стороне тех, кто настороженно относится к перспективе новой войны на Ближнем Востоке. В число стран, отказавшихся воевать против Сирии, входят Италия, Греция, Канада.
Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ее страна может действовать только при наличии мандата ООН, НАТО или ЕС. Ранее генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал, что «не видит роли альянса» в международной реакции. Иордания не разрешила американцам предоставить свою территорию для нанесения ударов по Сирии, а также закрыла свое небо для их военных самолетов. То же самое ранее сделала Австрия.
Одновременно Сирия пытается использовать все дипломатические возможности, чтобы отвести угрозу. Так Дамаск ищет защиту у генсекретаря ООН Пан Ги Муна. С обращением к председателю Совета Безопасности и генсеку ООН, в котором главу Организации призывают исполнить свой долг по предотвращению несанкционированной агрессии со стороны США, выступил постоянный представитель САР при ООН Башар Джаафари. Самым последовательным защитником Асада остается официальная Москва. Выступая перед студентами, глава МИД Сергей Лавров заявил, что Вашингтоном движет личная неприязнь к отдельным авторитарным лидерам.
Не верьте высоколобым экспертам, как отечественным, так и зарубежным, которые так любят рассуждать о сложности прогнозов в отношении России. На самом деле нет ничего проще. Берешь наихудший сценарий из всех возможных – и, пожалуйста, он довольно быстро реализуется. Две недели назад я написал, что срыв российско-американского соглашения о перемирии в Сирии грозит прямым военным столкновением сил России и США в этой стране. Сегодня такое развитие событий выглядит, увы, более чем вероятным.
Из ничего не выйдет ничего. Эти слова короля Лира вполне могут служить эпитафией достигнутой чуть больше недели назад американо-российской договоренности о перемирии в Сирии. В день, когда, согласно первоначальному плану, представители Пентагона и Министерства обороны России должны были приступить к выработке практического регламента совместного центра, которому предстояло координировать удары по террористам, был нанесен авиаудар по конвою ООН с гуманитарной помощью, направлявшемуся в Алеппо. Представитель Госдепа США Джон Кирби прямо обвинил в произошедшем Москву, подчеркнув, что именно она должна, согласно договоренности, контролировать действия режима Асада.
Из Сирии поступают противоречивые сообщения относительно того, действует или нет перемирие, о котором договорились главы дипломатических ведомств России и США. Если верить отечественному Минобороны, то прекращение огня в целом выдерживается. Базирующиеся в Лондоне сирийские правозащитники, наоборот, сообщают, что десятки людей погибли в результате налетов авиации режима Асада. Надо сказать, что только чудо может сохранить это перемирие. Секретные соглашения, достигнутые Сергеем Лавровым и Джоном Керри, что бы они ни фиксировали, уже сейчас можно назвать уникальными.