Волна коррупционных скандалов, начавшаяся во второй половине 2012 года, постепенно сходит на нет. Началась громкая кампания с обнародования фактов многомиллиардных хищений в министерстве обороны и последующей отставки военного министра Анатолия Сердюкова.
На этой волне всего за пару месяцев вскрылись многомиллиардные хищения в сфере ЖКХ, в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникационной и космической отраслях. Количество громких коррупционных дел перевалило за десяток. Масштаб махинаций самый разный – от кражи 5 миллионов рублей при закупке семян в Ульяновской области и растраты 10 миллионов в Минздравсоцразвития до хищения 6,5 миллиардов в системе ГЛОНАСС, 39 миллиардов в Минсельхозпроде и 93 миллиардов при подготовке к проведению саммита АТЭС.
Угроза уголовного преследования в какой-то момент нависла над бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым и бывшей руководительницей Минсельхозпрода Еленой Скрынник, которая до работы в министерстве возглавляла Росагролизинг, где, по версии следствия, и были украдены 39 миллиардов рублей.
В любой момент следователи могли постучаться в дверь Татьяны Голиковой, занимавшей в предыдущем правительстве Владимира Путина должность министра здравоохранения и социального развития. Или к бывшему «техническому» премьеру времен второго срока президента Путина, тестю Анатолия Сердюкова и одному из заместителей Путина в бытность того премьером – Виктору Зубкову, который возглавил Росагролизинг после Елены Скрынник. Фигурантом уголовного дела мог стать и нынешний глава Пермского края Виктор Басаргин, возглавлявший не так давно Минрегионразвития, которое отвечало за подготовку к саммиту АТЭС.
Ничего этого не произошло. Громкие коррупционные дела, потрясавшие страну каких-нибудь полгода назад, закрываются или спускаются на тормозах. Представители новой номенклатуры так и не облагородили своим прикосновением скамьи подсудимых. В лучшем случае за них отдуваются «стрелочники».
Лефортовский суд Москвы 15.03.2016 арестовал заместителя министра культуры Григория Пирумова по подозрению в организации преступной группы, похитившей 50 миллионов рублей. В культурную ОПГ кроме замминистра входят: директор управления имущества и инвестиционной политики Борис Мазо, его заместитель Вадим Мурадян, руководитель Центра реставрации Олег Иванов, которые также были задержаны в ходе операции ФСБ и арестованы судом. Похищенные деньги были выделены из бюджета страны на реконструкцию Новодевичьего монастыря, Эрмитажа и других объектов культуры и истории России.
Видный «единоросс» и депутат Госдумы Владислав Резник, а так же супруга видного «единоросса» Диана Гиндин объявлены в международный розыск по линии Интерпола по запросу испанских правоохранительных органов. Такое развитие событий было вполне ожидаемо. Еще полтора месяца назад обвиняемые должны были явиться в суд и оставить в залог по 133 миллиона евро, что гарантировало бы им пребывание на свободе до окончания следствия. Большинство обвиняемых, в число которых входит и депутатская семья (по делу, помимо вышеназванных фигурантов, проходят еще 24 гражданина РФ), это требование проигнорировало.
Г-н Песков тут объяснял, как бдительно Кремль стоит на страже коррупции. Целых два подразделения, дескать, бдят над чиновными декларациями. Тут не то, что чайка, чижик не проскочит. Повелись на это не только журналисты, но и суперэксперты из Transparency International – Russia, объясняя необходимость взять под контроль Кремля бизнес взрослых детей или иных родственников должностных лиц. Совет хороший, поскольку открывает перед контролирующими органами и подразделениями новый огромный рынок коррупционных доходов.