Ни для кого не секрет, что, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, варварское истребление памятников архитектуры в Москве шло полным ходом. Беззастенчиво крушили даже ближайшее окружение Кремля — памятники XVII-XIX веков, основу исторической Москвы. Сносили кварталами, или «втыкали» в двух-трехэтажную застройку высоченные башни, которые на фоне особняков смотрелись более чем нелепо. Все призывы культурной общественности остановить планомерное истребление собственной истории наталкивались на принципиальную позицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова — коммерческая выгода прежде всего. Хотя сам мэр периодически произносил красивые слова об «усилении контроля за памятниками» и даже предлагал за их разрушение «привлекать к уголовной ответственности». С приходом на пост мэра Сергея Собянина многие высказывали надежду, что к городу отныне будет более бережное отношение. Однако, судя по всему, традиции Лужкова берут верх. А у нынешнего министра культуры Владимира Мединского и вовсе экзотические взгляды на культурное наследие России — он отрицает связи России с европейской традицией, становясь таким образом в оппозицию Пушкину, который считал, что «горе стране, находящейся вне европейской системы».
Вчера вечером, в солнечной всё ещё Испании, смотрел на монитор, как на рвотное... А ведь мы зарекались, окромя криминальных сериалов, российское информационное ТВ-производство не потреблять. Нарушение установленного режима развлечений было вознаграждено сполна: безликий пенсионер-ваятель Церетели (Манизер и Вучетич рядом с ним — Микеланджело и Леонардо), эта всеядная политическая проститутка, хвалился перед малым кругом последней своей поделкой — Аллеей правителей. Говорухин избитой фразой напоминал: «У нас Сталин, а во Франции не меньший диктатор Наполеон».
Старые книги как старое оружие. Оно может висеть на ковре ярким музейным сувениром, а может снова стать оружием. В полной мере я отношу это и к творчеству Виктора Сержа, ранее неизвестный в России роман которого недавно был опубликован издательством книжного магазина «Циолковский». Речь идет о самой последней книге Сержа, фактически его завещании, «Когда нет прощения». Очень точное, красивое и подробное послесловие к ней написал мой друг Дима Петров. Нисколько не претендуя на переосмысление и дополнение того, что уже написано Петровым, позволю себе все же сделать несколько необходимых замечаний как бы на полях его эссе. Своей задачей я ставлю показать, зачем этот роман читать (если вы его, конечно, найдете, тираж всего несколько тысяч экземпляров) и зачем читать именно сегодня.
«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: “Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства”». Это цитата из «Правил жизни режиссера Кирилла Серебренникова», опубликованных журналом Esquire. 23.05.2017 власть ответила. На своем языке. В квартиру режиссера Серебренникова и в его театр «Гоголь-центр» пришли люди в масках и провели обыски. Возбуждено дело по статье «Хищение в особо крупных размерах». Суммы украденного называются разные: от 200 миллионов рублей до 35 миллионов долларов.
«Мои работы выставляются по всему миру, такого раньше никогда не случалось». Так историю с закрытием своей выставки в Москве прокомментировал фотограф Джок Стерджесс, который большую часть своей творческой карьеры фотографирует обнаженную натуру. В том числе — детей. Объектом его внимания являются не профессиональные модели, а нудистские семьи, со многими из которых художник общается уже не один год. Сразу необходимо отметить, что в Центре фотографии имени братьев Люмьер, где вышеупомянутая выставка открылась в первых числах сентября, экспонировались далеко не самые откровенные работы Стерджесса.