Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
На родине Ленина в Ульяновске разгорелся, пожалуй, самый крупный в этом году скандал. Несколько священников со своей паствой устроили обструкцию переведенному к ним из Казани митрополиту Анастасию (Меткину). И хотя действия протестующих, на первый взгляд, связаны с борьбой за чистоту веры, они затрагивают не только кадровую политику РПЦ, но и распределение власти внутри церковной ограды. Имя епископа Анастасия замешано в гей-скандале в стенах Казанской духовной семинарии. Несколько студентов этого учебного заведения в конце 2013 года пожаловались на приставания со стороны проректора по воспитательной работе.
Холодное, дождливое лето притушило культурную жизнь внутри церковной ограды. В отсутствие помпезных государственно-конфессиональных мероприятий она практически выпала из зоны внимания СМИ, хотя некоторые события представляют определенный общественный интерес. К ним можно отнести прошедшую в середине июля на Соловках конференцию, посвященную узникам бывших соловецких лагерей. Помимо исследователей в ней приняли участие родственники тех, кто сидел в СЛОНе (так кратко назывался Соловецкий лагерь особого назначения, который впоследствии был переименован в УСЛОН, а затем в ИТЛ).
Протоиерей Димитрий Смирнов, ворвавшийся с «сопровождением» на праздник «Серебряного дождя» и устроивший там потасовку, всегда выступал в том духе, что пацифизм — не метод. Призывал бить стекла у «сектантов», например. Можно было счесть это некоторой несдержанностью. Или риторическим преувеличением: сказал же он в связи с терактом 11 сентября, что на самолетах летать незачем. Но нападение на концерт «Серебряного дождя» — уже не риторическое упражнение. В описании самого о. Димитрия это выглядело так: были недовольны шумом, пошли разбираться, а дальше «вынуждены были прорываться сквозь кордон, но никого в лицо не били, руки не ломали».