Период равноправного партнерства Русской православной церкви со всеми общественными силами пришелся на первые годы перестройки и был недолгим. Церковь практически в первых же дней свободы билась за особый статус отношений с государством. В эпоху Ельцина началось постепенное сближение патриархии с властью. Благосклонность режима к религии и традиционным институтам вызывала у натерпевшихся за советские годы иерархов приступы сервилизма и мечты о симфонии. С начала 1990-х на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки соглашений с органами власти. Ставший в начале 2009 года патриархом митрополит Кирилл всегда заявлял себя принципиальным сторонником идеи симфонии церкви и государства. Наиболее ярко эти его устремления проявились в период протестных событий зимы 2011-2012 года. Недвусмысленная поддержка патриархом власти стала серьезным разочарованием для просвещенных слоев общества. С тех пор сотрудничество официальной церкви с государством только ширится. Во многом под давлением РПЦ Дума принимает дискриминационные, непроработанные законы, которые открывают широкий простор для злоупотреблений: о защите детей от вредной информации, о защите чувству верующих и пр. Патриархия всячески пытается ограничить свободу выражения в обществе на псведорелигиозных основаниях. Все эти усилия власть с благосклонностью принимает, стараясь, со своей стороны, тоже сделать церкви что-нибудь приятное.
История с «Тангейзером» лишний раз показывает, что Русская православная церковь превратилась в кладовую советской культуры. Радикальные околоцерковные группировки навязывают обществу свои допотопные представления о границах дозволенного в искусстве, мало чем по существу отличающиеся от советских. А топ-менеджеры часто являют собой пример партийных секретарей по идеологической работе. И таковыми себя, судя по всему, и ощущают. К таким «секретарям» можно, без сомнения, отнести митрополита Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова), давно придушившего у себя в епархии живые ростки и строящего церковную жизнь на борьбе с «врагами».
Почти два года назад «Ежедневный журнал» уже писал о кризисной ситуации, сложившейся в Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (известной также как Русский экзархат Константинопольского патриархата). Кризис возник после ухода на покой в январе 2013 года архиепископа Гавриила (де Вильдера), как впоследствии оказалось, смертельно больного. К сожалению, с выборами нового архиепископа, которые состоялись 1 ноября 2013 г. кризис не разрешился. Формально он касается очень небольшого круга людей — от силы нескольких тысяч, — однако события в этой маленькой церкви важны для дальнейших судеб всего современного православия.
Вчера стало известно, что список шпионов, которых в последние недели ФСБ отлавливает пачками, пополнился еще одним именем: до апреля продлен срок содержания под стражей некоего Евгения Петрина, то ли бывшего сотрудника ФСБ, а потом священнослужителя, то ли бывшего сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) и ФСБ одновременно, но при этом не священнослужителя, то ли он работал в Москве, то ли в Киеве — история умалчивает, ибо дело крайне секретное, патриархия комментариев не дает и следствие может сообщить только имя обвиняемого и статьи, которые ему инкриминируют, а это ни много ни мало «Государственная измена» и «Шпионаж».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сегодня впервые поднялся на трибуну Государственной думы. Поводом для этого знаменательного события стали Парламентские встречи — новый, хотя уже и опробованный формат в рамках ежегодных Рождественских чтений, международной образовательной конфренции Православной церкви. Чтения проходят в 23-й раз и открывают год, посвящённый 1000-летию князя Владимира. Впрочем, выступление патриарха было посвящено в основном проблемам дня сегодняшнего. Так, он уделил время вопросам образования, предложив приравнять теологию к научным дисциплинам и уравнять светские и православные школы в вопросах финансирования.