По мере деградации государственных институтов в России граждане начинают объединяться, чтобы взять на себя функции, которые государство в его нынешнем виде выполнять не в состоянии либо делает это настолько плохо, дорого и неэффективно, что лучше бы уж и не бралось. Гражданские инициативы далеко не всегда связаны с политической активностью, нередко это социальные или исторические волонтерские проекты, деятельность церковно-мирянских организаций. Именно они являются той средой, из которой может вырасти гражданское общество, общество самостоятельных граждан, готовых брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и со страной, в которой они живут.
«Возвращения имён» — это акция памяти, которую устраивают уже 8 год. Мы пытаемся дать дню памяти человеческое измерение. Каждому человеку, который приходит, мы даём подготовленный нами список имён и коротких биографий людей, расстрелянных в Москве. Всего в столице только за годы Большого террора, за 1937-38 гг., было расстреляно больше 30 000 человек. Причём режим не просто казнил этих людей, но постарался стереть их имена, забыть, и мы хотим таким образом им эти имена вернуть. Потому что у многих расстрелянных не осталось никаких родственников, вспомнить о них уже некому. Эта трагедия, которая действительно коснулась всех, и поэтому мы встречаем такой отклик людей.
Уже десять лет в России в конце августа отмечается День милосердия и благотворительности. Но на этот раз празднование, инициированное Русской православной церковью, прошло на удивление тихо: ни масштабных акций, ни информационных вбросов, ни запоминающихся событий. Официальный сайт РПЦ МП и другие раскрученные церковные ресурсы не откликнулись на круглую дату. Разве что духовник службы «Милосердие» епископ Пантелеимон (Шатов) собрал добровольцев на традиционную встречу.
Журналистка Вера Шенгелия пишет в своем «Фейсбуке», что, дескать, в Москве неподалеку от метро Щукинская в детском доме для детей-инвалидов суп размалывают в жидкую кашу и дают детям в бутылках с сосками – так быстрее. А поскольку на обед детям, кроме супа, полагается еще и компот, то чтобы два раза не раздавать бутылки, суп смешивают с компотом – все равно ведь в животе все смешается, все равно ведь они ничего не соображают, эти дети-инвалиды.
Информацию про Щукинский детдом нужно, конечно, проверять. Но я верю
На данный момент у властей нет общей идеи, что они хотели бы сделать с этими организациями в принципе, они об этом не задумываются и играют с ними, как кошка с мышкой. Если придётся ликвидировать окончательно — ликвидируют. Тут всё зависит от того, как будут выглядеть позиции России на международной арене. Если «железный занавес» опустится, то понятно, что будет не перед кем гарцевать и распушать хвост, что вот, мол, у нас есть свои правозащитные организации. А если «железный занавес» окажется с дырками, и через него что-то будет видно, то могут и поддержать на плаву, по возможности взяв под контроль. В этом вопросе власть старается оставить для себя пространство для манёвра.
29 июня в Москве в Центральном доме журналиста (ЦДЖ) состоялось очередное заседание Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма». Инициативная группа Конгресса предложила пришедшим на мероприятие наиболее актуальную для обсуждения тему: «Россия в условиях раскола: роль и ответственность интеллигенции». Желающих принять участие в Конгрессе было немного, так что небольшой зал в ЦДЖ не был заполнен до отказа, о чем слегка посетовал ведущий нашего собрания Лев Пономарев.