Четверть века назад Содружество независимых государств, появившееся на развалинах СССР, представлялось некоей формой цивилизованного развода бывших советских республик. Однако процесс развода затянулся. Одни государства продолжали ориентироваться на Москву, вступили Организацию Договора коллективной безопасности, механическое объединение двусторонних военных связей с Россией. Другие — страны Балтии, Молдавия, Украина — попытались сблизиться с Европейским союзом. Чем дальше, тем больше во внутренней политике тех, кто связывал свое будущее с Россией, нарастали авторитарные тенденции. Впрочем, ситуация решительно изменилась после аннексии Крыма и начала гибридной войны в Украине. Даже самые близкие союзники Кремля увидели опасность в попытках Путина создать «русский мир». Тем более что чем дальше, тем больше в этих странах усугублялись внутренние противоречия, которые невозможно разрешить демократическим путем
Рано утром в минувшее воскресенье премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с заявлением, в котором рассказал, что Азербайджан начал наступление в Нагорном Карабахе по всей линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск. Спустя некоторое время в непризнанной республике Нагорный Карабах было объявлено военное положение и всеобщая мобилизация. Несколькими часами позже те же меры предприняли в самой Армении. Разумеется, азербайджанская сторона назвала свои действия «контрнаступлением» в ответ на артиллеристские обстрелы с армянской стороны, в результате которых пострадали мирные жители.
Все пятеро участников первой пресс-конференции белорусского Координационного совета, прошедшей 18.08.2020, неоднократно повторяли три мысли: у КС нет цели захвата власти, КС не будет призывать к массовым беспорядкам, все действия протестующих должны быть мирными и проходить строго в рамках закона. Юрист Максим Знак для верности повторил эти тезисы трижды. Поскольку еще до того, как КС издал первый звук, Лукашенко уже заявил, что «это попытка захвата власти со всеми вытекающими последствиями», можно предположить, что диалог между КС и Лукашенко уже начался.
Наш доморощенный эсэнгэшный диктатор – твердый орешек. Он вам не Пиночет какой-нибудь – слабак, который отдает власть, не получив ожидаемой народной поддержки. Как бы ни проголосовал подведомственный народ, наш авторитарий намерен покинуть президентский дворец только одним способом – ногами вперед. И белорусские выборы это подтвердили. Отлично понимая, что граждане республики проголосуют против него, Лукашенко сосредоточился, во-первых, на том, как скрыть от белорусов и от всего мира свое позорное поражение и, более того, превратить это поражение в оглушительную победу. И избирком не подвел – с задержкой на экстренную эвакуацию нагло заявил, что за диктатора проголосовало больше 80 процентов.