Рецессия в России
21 ноября 2024 г.
Металлургия нуждается в господпорке
26 НОЯБРЯ 2013, ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Мировым кризисом еще даже и не пахнет, а крупные российские корпорации уже нуждаются в господдержке. В понедельник российский премьер Дмитрий Медведев провел в «Горках-9» совещание с представителями металлургической отрасли и их кредиторами, на котором обсуждались меры государственной поддержки компаниям сектора. Поводом для встречи стало близкое к катастрофическому финансовое состояние компании «Мечел», результатом которого стал двухнедельной давности обвал акций компании на 40 с лишним процентов менее чем за час. В результате компания Игоря Зюзина (того самого, к которому Путин в 2008 году грозился послать доктора) при общей долговой нагрузке, превышающей 9,5 миллиарда долларов, и отсутствии какой бы то ни было прибыли оценивается рынком ниже 900 миллионов долларов. При этом крупнейшие кредиторы компании – государственные ВЭБ, ВТБ и Сбербанк. 

Другие компании металлургического сектора до такой остроты ситуацию пока не довели, но долговое бремя уже представляется непосильным для многих. Особенно это касается «алюминиевого чемпиона» UC Rusal Олега Дерипаски и группы Evraz Александра Абрамова.
До 23 декабря Минэкономразвития, Минфин и Минпромторг должны подготовить предложения о госгарантиях для рефинансирования задолженности металлургических компаний и субсидировании из бюджета части их затрат на уплату процентов по кредитам. Кроме того, до июня следующего года металлурги надеются получить программу стимулирования реструктуризации неэффективных мощностей и софинансирования консервации металлургических предприятий за счет федерального и региональных бюджетов. Еще участники встречи попросили задействовать МИД, чтобы способствовать снятию европейских экономических барьеров, выставленных перед продукцией российской металлургии.

До кризиса все эти ребята активно занимали деньги для того, чтобы очень быстро развиваться. Всем казалось, что рынок цен на металл и, в случае «Мечела», на уголь будет долго и быстро расти, как он делал в годы до кризиса. Под это брались кредиты, часто под те же кредиты закладывались акции, потом брались новые кредиты, под них тоже закладывались акции. В результате многократная перезакладка акций привела к тому, что образовался огромный долг. И как только случился кризис, и цены на сырьё полетели вниз, банки стали требовать дополнительного обеспечения по кредитам либо распродавать заложенные пакеты акций, обваливая котировки все ниже. В общем, ситуация простая — много заложенных акций, часто заложенных в западных банках, и угроза того, что они уйдут кредиторам, то есть самим банкам.

Никто кризиса не ждал. Все понимали, что что-то не так, что так быстро и долго расти не будет, не может, но все думали, что «война не завтра». Никто не ожидал, что все произойдёт так резко и быстро. Рынки росли, и все хотели не дать конкурентам занять их места на растущем рынке. Скорее всего, так действовали не только российские компании, но они, возможно, пострадали сильнее.

В тот момент государство, в лице Сбербанка и иногда ВЭБа, можно сказать, пришло на помощь. Видимо, было несколько резонов, но один из них — нежелание отдавать такие предприятия, как «Русал», в руки западных компаний. Никому не хотелось упускать такую компанию, потому что это — огромный бизнес, стратегически важный для страны. Свою роль сыграли личность господина Дерипаски и личности других господ, владеющими крупными металлургическими компаниями, например Абрамовича, одного из владельцев Evraz. Их имена известны. Это всё близкие к власти люди, собственно, они сходили, поговорили, получили деньги, смогли пережить кризис 2008 года, цены на сырьё немного отросли в 2009, и всем показалось, что кризис миновал и всё будет хорошо, как раньше. Прежде всего, это показалось руководителям «Мечела».

Если и «Русал» и Evraz уже занимались тем, что пытались ре-финансировать долги, реструктурировать их, перезанять дешевле, то «Мечел» оказался сейчас в таком плачевном положении потому, что там посчитали, будто кризис миновал, и продолжили старую стратегию. Снова занимать, снова закладывать акции. Что с ними происходит сейчас, мы видим. Акции компании подешевели приблизительно в 25 раз, и сложилась парадоксальная ситуация: компания, у которой долгов на 9,5 миллиарда долларов, оценивается рынком в 900 миллионов.

Если резюмировать, у компаний остаётся большая долговая нагрузка, при этом цены на их товары, конъюнктура мирового рынка очень плохая. Фактически, их денежного потока не хватает на то, чтобы существовать в нормальном режиме. Западные рынки открыты не для всех, тем более эти компании очень сильно обременены долгами, и к кому идти? Конечно, к государству. В режиме light происходит спасение того металлургического сектора, который был до кризиса. Все эти люди преданы власти лично, у них большие связи и давняя историй отношений с государством. Никто не хочет краха крупных компаний — у того же «Мечела» 80 000 работников, полагаю, что Evraz не меньше.

Во всей отрасли работает громадное количество людей, банкротить эти компании ни у кого нет желания. Остаётся только одно — помогать. Когда восстановится конъюнктура, никто не знает, в мире сейчас перепроизводство металлургической продукции, экономика везде замедлилась, Китай не потребляет столько, сколько он потреблял раньше. Недавно Мордашов даже выступил с предложением всем металлургам мира собраться в одном месте и решить, где стоит сокращать производство, потому что перепроизводство стало невыгодно никому. Все мучаются, страдают, и не знают, что с этим делать. Проблема в том, что деньги надо брать у кого-то, но денег ни у кого нет. Нет их и у государства.


Фотография ИТАР-ТАСС














  • Максим Блант: Есть много факторов, которые работают на то, что в долгосрочной перспективе цены на нефть, по меньшей мере, не будут расти, а скорее будут падать...

  • "Российская газета": Рубль, вероятно, продолжит свое движение вниз на фоне опасений по поводу падения цен на нефть и возможного введения новых американских санкций против России.

  • koka_lermont: О том, что нефть может подешеветь, надо было думать пока она была дорогая, потому что Китай за эти годы построил экономику, даже не имея денег от нефти.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Цены на нефть падают. Угроза санкций растет
12 НОЯБРЯ 2018 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
На фоне заявления Саудовской Аравии о том, то страна готова рассмотреть вопрос о снижении уровня добычи нефти, в понедельник нефтяные котировки немного подросли. Однако, учитывая, что весь последний месяц цена на нефть неизменно падала, опустившись к концу минувшей недели к показателям ранней весны этого годы (ниже 70 долларов за баррель), и беря во внимание общеэкономическую конъюнктуру, большинство аналитиков сходится во мнении, что в среднесрочной перспективе сохранится общий тренд на снижение котировок. И хотя сведения о неких предварительных договоренностях в рамках ОПЕК о снижении добычи нефти на прошлой неделе в прессу просочились...
Прямая речь
12 НОЯБРЯ 2018
Максим Блант: Есть много факторов, которые работают на то, что в долгосрочной перспективе цены на нефть, по меньшей мере, не будут расти, а скорее будут падать...
В СМИ
12 НОЯБРЯ 2018
"Российская газета": Рубль, вероятно, продолжит свое движение вниз на фоне опасений по поводу падения цен на нефть и возможного введения новых американских санкций против России.
В блогах
12 НОЯБРЯ 2018
koka_lermont: О том, что нефть может подешеветь, надо было думать пока она была дорогая, потому что Китай за эти годы построил экономику, даже не имея денег от нефти.
Страховой случай
10 АПРЕЛЯ 2018 // МИХАИЛ ХОМЯКОВ
Нынешний обвал рубля и российского фондового рынка был предопределен. Предопределен еще тогда, когда стало очевидно: система нереформируема, ее крах неизбежен. Гадать, до каких высот поднимется курс доллара и до каких глубин опустятся котировки российских акций, бессмысленно. Поскольку разболтанная государственная машина, определяющая состояние того, что по инерции называется российской экономикой и что экономикой уже по сути не является, не только нереформирума, но и непредсказуема. В этих условиях можно, конечно, попытаться заработать на росте доллара или падении акций, можно попытаться поймать «отскок» и заработать на этом. Но при этом надо иметь в виду, что «правила игры» в любой момент могут измениться, превратив доход в потери. 
Новое экономическое платье для Путина
12 АПРЕЛЯ 2016 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Путин, похоже, бросает на борьбу с кризисом последние стратегические резервы. В день, когда было обнародовано положение о Росгвардии, новом ударном кулаке, предназначенном для силового подавления протестов, журналистам стало известно и о переговорах бывшего министра финансов Алексей Кудрина с Кремлем. Нет, пока что ни о премьерской и ни даже о министерской должности речи не идет. По данным газеты РБК, главного либерала его величества уговаривают написать новую экономическую программу для Путина. Для этого в его распоряжение предполагается предоставить Центр стратегических разработок, у которого, по мнению властей, «хороший имидж»
В СМИ
12 АПРЕЛЯ 2016
«Коммерсант»: Однако в марте 2016 года выяснилось, что заявки ведомств на расходы не покрыты резервами правительства, заложенными в действующий бюджет 
В блогах
12 АПРЕЛЯ 2016
Andy Goodwin: опа...НЭП грядёт! говорят Кудрин напишет новую экономическую программу для Ролдугина. старая, типа уже не канает.
Прямая речь
12 АПРЕЛЯ 2016
Максим Блант: Обращение к Кудрину явно демонстрирует, что Путин готов к разрядке напряжённости в отношениях с инвесторами, с Западом, а также с умеренной либеральной тусовкой
Есть ли у российской экономики будущее, в принципе?
20 ЯНВАРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В минувший вторник эксперты Bank of America опубликовали исследование, в котором говорится о некоторых перспективах российской экономики и ее финансовой системы. Так, американские специалисты посчитали, что при средней цене нефти 25 долларов за баррель исполнение отечественного бюджета в бездефицитном формате возможно только в том случае, если доллар в нашей стране будет стоить 210 рублей. А трехпроцентный дефицит достигается при курсе 140 рублей за один доллар США.  Здесь уместно напомнить, что российский бюджет на 2016 год сверстан из расчета на то, что нефть в текущем году будет стоить 50 долларов за баррель при курсе доллара в 63,3 рубля.