В ходе визита российского президента Путина в Ереван президент Армении Серж Саргсян подписал документы о присоединении его страны к Таможенному союзу. На фоне драматических событий в Киеве армянским властям удалось выторговать у российских контрагентов максимально комфортные условия: экспортные пошлины на газ и нефтепродукты, занимающие более половины армянского импорта, Россия обнуляет, равно как и пошлины на необработанные алмазы.
Таким образом, вместо нынешних 270 долларов за 1000 кубометров Ереван будет платить 189 долларов. При этом поставки Газпрома вырастут с нынешних 2 до 2,5 миллиардов кубометров в год, что полностью покроет потребности Армении. Для российского бюджета только это газовое соглашение выльется в потери, превышающие 200 миллионов долларов. Схожая ситуация и с нефтепродуктами, рынок которых в Армении оценивается примерно в 350 тысяч тонн в год. На этот рынок нацелилась сечинская «Роснефть», которая получит возможность беспошлинного экспорта нефтепродуктов в регионе.
Что касается беспошлинного экспорта в Армению необработанных алмазов, то здесь, вероятнее всего, имеет место попытка помочь республике наладить хоть какое-то ориентированное на экспорт производство, которое поможет ей поправить свой дефицитный торговый баланс. Еще один «бонус», который получит Армения, вступая в Таможенный союз, — возможность покупать российское оружие по сниженным ценам, что для республики весьма актуально.
Вопрос в том, что получит от этого Россия. Только прямые потери бюджета составят как минимум 300-400 миллионов долларов, которые придется компенсировать налогоплательщикам. «Укрепление своих позиций в Закавказье», о котором говорил Путин в ходе своего визита — категория эфемерная, способная в благополучные времена потешить имперские амбиции, но слишком дорогостоящая сейчас, когда в российской экономике дела идут далеко не лучшим образом.
Ностальгия по былому советскому величию, тщательно подавлявшаяся президентом Путиным в первые годы правления, постепенно стала восприниматься как норма. И если поначалу восстановление советского гимна или публичное признание распада СССР главной геополитической катастрофой многих шокировали, теперь тоска по имперскому прошлому и попытки это прошлое вернуть стали неотъемлемыми чертами путинского правления и его внешней политики. Отсюда и главный внешнеполитический проект — попытка реинтеграции бывших советских республик. Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз... Степень интеграции для всех разная, но условие участия для самых преданных союзников одно — отказ от попыток более тесной интеграции с ЕС. В качестве награды предлагаются дешевые энергоносители и сравнительно большой российский рынок. Украина должна была играть ключевую роль во всех этих образованиях, однако население республики твердо дало понять, что европейский путь для него предпочтительнее попыток реинкарнации СССР, пусть и оплаченных дешевым российским газом. Армения рассудила иначе.