Итоги недели. Спор евразийцев меж собой
На этой неделе обнаружилось весьма забавное обстоятельство, которое позволяет объективно оценить перспективы интеграционных усилий Кремля на постсоветском пространстве. В Москве состоялось заседание Евразийского экономического совета на уровне глав государств. И еще перед началом переговоров выяснилось: за год до объявленной даты подписания договора о союзе главные начальники придерживаются сильно различающихся, если не сказать прямо противоположных, взглядов на будущий союз. Владимир Путин, очевидно, осознававший, сколь серьезно расходятся позиции, излагал обычную жвачку о пользе интеграции, о важности объединения рынков, о росте товарооборота. Главное, в чем он пытался убедить собеседников, что вся деятельность будущего союза будет проходить на сугубо равноправной основе. На что путинские партнеры, похоже, совершенно не рассчитывают.
Лидеры Белоруссии и Казахстана просто сошлись в лобовом столкновении. Лукашенко: «Убеждён, что союз должен быть именно международной организацией, которая будет наделена нами необходимой правосубъектностью. Такой статус необходим для эффективного функционирования нашего совета… Шаткость в этом вопросе может вызвать нежелательные толки среди противников евразийской интеграции, каковых немало, особенно в мире за пределами Таможенного союза». Назарбаев: «Считаю излишним фиксировать всеобъемлющий характер применения понятий «единая политика», «единый рынок»… но политизация создаваемого союза недопустима…»
Лукашенко: «Принципиально, чтобы решения Высшего и Межправительственного советов были не просто политическими документами, а обязательными для всех сторон нормативными актами. Это позволит нам эффективно работать и должным образом контролировать деятельность Евразийской экономической комиссии». Назарбаев: «Считаю, что сейчас нет необходимости чрезмерно расширять полномочия ЕЭК».
Лукашенко: «Не могу согласиться с мнением, что обязательства по договору не будут затрагивать обязательств государств союза в соглашениях с третьими странами. Если мы заложим такую норму в договор, то поставим под угрозу сам процесс интеграции». Назарбаев: «Договор о союзе не должен затрагивать международные договоры государств-членов с другими странами и организациями. Союз не должен мешать нам…»
Позиции более чем очевидны. Белорусский батька, балансирующий на грани финансового краха, готов с максимальной выгодой использовать возможности Евразийского союза. Его стратегия заключается в том, чтобы максимально политизировать деятельность этой организации, максимально раздуть ее противоречия с другими странами. А кроме того, попытаться сделать решения чиновников этого надгосударственного органа обязательными для исполнительной власти стран-членов. Экономический потенциал Белоруссии совершенно не сопоставим с российским и казахским. Однако равноправный, как сто раз сказал Путин, союз уравнивает Минск в правах с другими участниками. Что дает белорусскому начальнику возможность для маневрирования, замечательных интриг. Вспомним, как Лукашенко шантажировал Москву своим нежеланием одобрять создание Коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ из-за «молочной войны» с Россией. Евразийский союз дает Батьке новые возможности для шантажа. Союз еще не создан, а Лукашенко уже умудрился извлекать из него устойчивый доход. Он вернулся на родину с российским кредитом в два миллиарда долларов, выданным неизвестно на что. Под железные гарантии самого Батьки, обещавшего, о счастье, не проесть доллары.
И Назарбаев отлично понимает происходящее. Посему всеми силами пытается ограничить всю «надгосударственность», о которой так настойчиво хлопочет Лукашенко. Потому что казахский лидер ни с кем не собирается делиться доходами своей страны. В отличие от Путина, который готов тратиться на свои геополитические химеры по собиранию советских земель. Чувствуя, что Москва за ценой не постоит, киргизский президент решил взвинтить ставки. «Неужели вы не знаете меня до сих пор? "Продавить" меня на что-то во вред стране — невозможно. Мы будем вступать в Таможенный союз только при условии, если будут выполнены наши требования», — заявил президент Атамбаев. И твердо потребовал предоставить его стране кредит в 200 миллионов долларов, а еще серьезных торгово-экономических преференций. Не получив их, Бишкек отложил присоединение к Евразийскому союзу, решив поторговаться. Атамбаев почему-то уверен, что Путин уступит. Похоже, лидеры стран СНГ уверены: под евразийские планы из российского президента можно вытянуть все что угодно…
Так или иначе, но очевидно: участники союза, действующие и потенциальные, руководствуются чем угодно, но только не желанием объединить усилия в целях успешного экономического развития. Скорее это союз желающих максимально урвать у России. Поэтому условия вступления в него все время меняются. Происходящее выглядит особенно смешно, если вспомнить те немыслимые старания (и деньги), которые были затрачены на вовлечение Украины в организацию, не имеющую другой цели, кроме ублажения великодержавных комплексов Путина.