Столичная общественность бурлит, социальные сети закипают — глава департамента культуры правительства Москвы наложил свое сановное вето на показ российско-английского фильма о процессе надPussyRiot. Фильма, который уже завоевал международное признание, получил достаточно престижную премию и номинирован на «Оскар».
Демонстрация должна была состояться 29 декабря в «Гоголь-центре», по окончании планировалась дискуссия с участием самих героинь фильма. При этом г-н Капков (он, собственно, и является главным в столице по культуре) сопроводил свой запрет вполне изысканным по форме и издевательски лицемерным по содержанию посланием в адрес художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Общий благожелательный тон, в котором выдержано письмо чиновника, явно не чуждого русской словесности, не должен никого обманывать. Запрет сформулирован вполне категорично: «…требую отменить показ документального фильма…», — пишет Капков.
В обоснование своего «требования» начальник по культуре приводит следующий аргумент: «Я глубоко убежден, что государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества». Но это идеологическое обоснование запрета, а в письме содержится также и ясное объяснение, почему министр московского правительства считает себя вправе такой запрет наложить. Дескать, «Гоголь-центр» — учреждение государственное, существует на бюджетные деньги, поэтому, кому как не распорядителю этого бюджета и определять в конечном итоге, что уместно демонстрировать на его подмостках. Другими словами, г-н Капков вполне откровенно апеллирует к известной формуле «кто девушку кормит, тот ее и танцует».
Важно отметить, что главу департамента столичной культуры Сергея Капкова московская общественность числит фигурой неоднозначной, явно выделяющейся на общем унылом фоне столичного, да и федерального, чиновничества. И на то есть определенные основания. Капкова называют создателем «культурной московской среды», он легко поддерживает беседу, явно знает больше слов, чем вся остальная московская власть вместе взятая (и умеет не без вкуса расставить эти слова внутри предложения), он выглядит милым интеллигентным человеком… И вдруг такая неприятность! То есть беда пришла, откуда не ждали — гонителем, душителем и хулителем свободного искусства выступил тот, кто должен, по всеобщему пониманию, его холить, лелеять и пестовать, а вовсе не топтать казенными сапожищами! Понятно, что общественность возмутилась и расстроилась. И теперь вполне обоснованно указывает на неправомерность и даже антиконституционность такого вопиющего волюнтаризма. Мол, в Конституции про цензуру ясно сказано и вообще бюджетные деньги — это наши деньги, поэтому не смейте нам тут указывать, диктовать и запрещать!
Беда только в том, что они продолжают указывать, запрещать и диктовать. Даже те, про кого мы надеялись, что они не станут этого делать. И высокомерно плюют на наше возмущение. И, смею вас уверить, будут это делать впредь…
Когда вам плюют в лицо, есть всего два адекватных способа ответить: можно утереться, а можно влепить хаму пощечину. Все остальное — болтовня, за которой стоит попытка замаскировать и оправдать выбор первого варианта. Конечно, было бы прекрасно, если бы Кирилл Серебренников проигнорировал сановный запрет и не отменял запланированное мероприятие. А мы бы все его поддержали. И что бы сделал Капков? Прислал бы в театр ОМОН? Тогда этот эпизод стал бы прекраснейшим продолжением блестящей карьеры!
Словом, я всегда выступаю за пощечину хаму! А чтобы не испытывать жгучих и болезненных разочарований, надо просто почаще вспоминать классику. Когда-то еще Александр Галич, которого я не устаю цитировать в последнее время и который становится все актуальнее, сказал: «Не делить с подонками хлеба. Перед властью не падать ниц. И не верить ни в чистое небо, ни в улыбки сиятельных лиц!»
Фотография ИТАР-ТАСС