Зарегистрированная в Люксембурге компания Yukos Capital, представляющая интересы бывших акционеров ЮКОСа, выиграла очередной суд против одной из «дочек» «Роснефти». Федеральный суд Нью-Йорка наложил обеспечительные меры на компанию «Самаранефтегаз», у которой Yukos Capital еще в октябре прошлого года отсудила 185,9 миллиона долларов. По суду «дочка» «Роснефти» должна либо воздержаться от выплат своим акционерам и аффилированным структурам, либо внести залог во исполнение решения о взыскании с нее денег.
Это далеко не первое решение, принятое западными судами в пользу Yukos Capital, да и сумма, которую бывшим акционерам ЮКОСа удалось отсудить у «Роснефти» – главной «наследницы» активов разрушенной компании, – не самая большая. Так еще в 2010 году «Роснефть» по решению Верховного суда Нидерландов выплатила почти 13 миллиардов рублей в пользу Yukos Capital за предоставленные ранее кредиты другой «дочке» «Роснефти» (а ранее основной добывающей компании ЮКОСа) – «Юганскнефтегазу».
В мае прошлого года окружной суд Амстердама предписал «Юганскнефтегазу» выплатить в пользу компании Glendale Group (еще одна компания, контролируемая бывшими акционерами ЮКОСа) 3,5 миллиарда рублей.
Впрочем, все эти выигранные многомиллионные иски – лишь прелюдия к главному разбирательству в Гаагском арбитраже, где бывшие акционеры и топ-менеджеры ЮКОСа (в общей сложности истцы представляют интересы 55 тысяч человек) требуют возмещения убытков, нанесенных им действиями Российской Федерации. И сумма этих убытков оценивается примерно в 100 миллиардов долларов. Иск был принят к рассмотрению еще в октябре 2009 года, а в январе 2010 началось рассмотрение по существу. Окончательный вердикт арбитраж вынесет уже в июне.
Отказ Михаила Ходорковского бороться за деньги ЮКОСа на решение никак повлиять не может. Леонид Невзлин, который после ареста Ходорковского и Лебедева стал главным бенефициаром разоренной компании и который все последние годы непрерывно судился с «Роснефтью» и ее дочками, исполнен решимости. В минувшие выходные он встречался с Ходорковским, после чего подтвердил намерение добиться компенсации от Российской Федерации, независимо ни от каких обстоятельств.
Что же до решения Гаагского арбитража, его России придется выполнять, поскольку страна подписала и ратифицировала Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. И если бывшие акционеры ЮКОСа этот процесс выиграют, а сумма присужденной им компенсации действительно будет сопоставимой с заявленными 100 миллиардами долларов, российское государство само рискует обанкротиться. Таких (и даже на порядок меньших) денег у правительства нет.
На первый взгляд, есть в этом что-то несправедливое: отвечать придется вовсе не Путину или Сечину, которые разрушали лучшую и крупнейшую на тот момент нефтяную компанию России, гноили в тюрьме ее топ-менеджеров, акционеров и сотрудников. Сечин по-прежнему останется с «Роснефтью», выстроенной преимущественно из «осколков» ЮКОСа, да и Путину мало что грозит. Расплачиваться, как обычно, предстоит российским налогоплательщикам. И какой бы ни была сумма, суть от этого не меняется. В действительности же никакой несправедливости в этом нет. И нам, российским налогоплательщикам, пора уже привыкнуть, что в конечном итоге именно мы в ответе за все, что происходит в нашей стране.
Фото ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев