Фракция «Единая Россия» внесла в Мосгордуму законопроект, согласно которому все 45 депутатов столичного парламента будут избираться по одномандатным округам. Таким образом, голосование по партийным спискам уходит в прошлое. По мнению депутатов от партии власти, инициатива направлена на демократизацию выборного процесса в столице и позволит избирателям голосовать за конкретных кандидатов и их программы.
Это решение вполне ожидаемо, всё-таки для того и принимали осенью федеральный закон, предусматривающий для Москвы и Петербурга такую возможность. Стоило ли это оговаривать, чтобы не пользоваться? Не думаю, что я буду очень оригинален: вполне понятно, что на безличном уровне восприятия партия «Единая Россия» способна набрать гораздо меньше, чем совокупность индивидуумов, которые не декларируют своей принадлежности, потому что как цельная конструкция «ЕР» очень сильно потеряла в поддержке за последние годы. Это вещь вполне очевидная. Более того — понятно, что в пропорциональной системе каждая политическая сила и каждое направление, которое имеет какую-то общественную поддержку, получает свою долю. Даже при самом кривом методе её подсчёта могут быть какие-то искажения, но логика такова, что каждая достаточно большая часть получит представительство. А в мажоритарной системе победитель забирает всё. Избавившись от негативных коннотаций, связанных с «Единой Россия», не выступая в качестве представителей этой партии, с одной стороны, но имея очевидное преимущество в материальных ресурсах, располагая административной поддержкой, с другой, и рассчитывая на конкуренцию со всеми остальными кандидатами, представители партии власти могут делать ставку на следующий сценарий. Будет представитель власти — и будут все остальные, кто против власти, а заодно ещё и те, кто «против всех» — графа, которую они к тому моменту успеют ввести и которая выступит на этом же протестном поле. И в этой ситуации, поскольку пропорциональности нет, а выборы однотуровые, естественным образом получится, что все голоса распылятся, и победит имеющий небольшую, но консолидированную поддержку кандидат власти. По крайней мере, таков расчёт.
Другое дело, что тут могут быть сюрпризы. Могут быть объединения между оппозиционными группами, праймериз, позволяющие выставить в конечном итоге единого кандидата, власти могут недооценить степень недовольства своими представителями, недооценить качество кампании, которую могут провести оппозиционные кандидаты, но это всё мы увидим уже в процессе. А вообще, с точки зрения электоральных технологий, это вполне разумное и логическое действие со стороны властей, хотя, конечно, и жульническое.
Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, и такой жёсткой необходимости консолидации оппозиционных сил, как при выборах по одномандатных округам, не было бы, а было бы достаточно создавать небольшие объединения, которые претендуют только на преодоление проходного барьера, то «Единая Россия» всё равно почти наверняка была бы на первом месте, но где-то в районе 30%. Т.е. не имела бы большинства. Естественно, надо точно смотреть по опросам, но результаты последних выборов заставляли ожидать примерно такого результата. В связи с этим ясно, почему они не оставили даже четверти на пропорциональную систему — это было бы наглядным подтверждением уровня поддержки «Единой России». На фоне этого процента большая доля, полученная по одномандатным округам, была бы сильно опорочена, поскольку выглядела бы результатом жульнической манипуляции, призванной преодолеть недоверие к партии, продвигающей этих людей к власти. Поэтому они не могли позволить себе даже маленький пропорциональный список — не потому что по нему прошло бы много людей, а потому что была бы слишком заметна разница.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин