Украина
28 марта 2024 г.
Звенья той цепи: те же и «Коммерсант-Украина»
17 МАРТА 2014, ИННА БУЛКИНА



Как ни страшно это говорить и писать, но мы постепенно привыкаем к слову «война». Правда, нам тут (в Украине) пытаются внушить, что война у нас «гражданская», а мы понимаем, что война у нас информационная и что началась она не вчера, и не 1 марта, когда «вежливые люди» в камуфляже без опознавательных знаков вошли в Крым. Похоже, все началось гораздо раньше — с зачистки информационного поля в России: с фактического отключения «Дождя», с поглощения информационных каналов каналами пропагандистскими, с тотальной «киселевщины», короче говоря.

Из Киева российские каналы нынче смотрятся как абсолютный «оруэлл», но, справедливости ради, украинские зрители-читатели в большинстве своем никогда не ориентировались в российской информационной «картинке». О существовании «Дождя» здесь знают лишь продвинутые пользователи «Фейсбука» и Живого журнала. «ЕЖ», «Грани» и «Кольту» читают они же, причем в большинстве своем — по ссылкам, а не по подписке. Сложно требовать от украинского сетевого обывателя, чтобы он грамотно «фильтровал базар» и отличал «Сноб» от «Слона», «Ленту» от «Газеты» и «Эхо» от «Взгляда». Наконец, коль скоро отключение независимых сетевых СМИ проходило пока через местных российских провайдеров, украинские читатели его не заметили.

Трудно сказать, заметили ли в Киеве отключение федеральных телеканалов — оно здесь тоже проходило через провайдеров (11 марта Национальный совет по телевидению и радиовещанию призвал провайдеров отказаться от ретрансляции четырех российских каналов) и было не повсеместным: в Луганске, Крыму и Севастополе трансляцию не прекратили, причем в Крыму и Севастополе поступили с точностью до наоборот и отключили украинские каналы. Некоторые провайдеры сориентировались по обстановке и перенесли услугу в более дорогие пакеты. Но пропаганда, в отличие от информации, продукт скорее для внутреннего потребления: про зверства бандеровцев в Киеве и Львове можно рассказывать жителям Москвы и Челябинска, но не Киева и Львова. Кто-то, возможно, пожалеет о сериалах. В общем, решение Нацсовета было скорее того же порядка, что и поспешная отмена языкового закона (так называемого закона Кивалова-Колесниченко), — мяч в свои ворота.

Между тем, коль скоро речь о «зачистке информационного поля», то Москва успела зачистить и небольшой «киевский участок». 13 марта сотрудники украинской редакции «Коммерсанта» узнали о закрытии издания, при этом официальное заявление гендиректора издательского дома Павла Филенкова несколько расходится с информацией киевских инсайдеров. Филенков объяснил закрытие издания финансовыми трудностями, говорил о возможной «приостановке» до того момента, когда «ситуация стабилизируется». Сотрудники издания уверены, что дело не в финансовых трудностях (хотя это не значит, что газета процветала) и что украинская версия более не возобновится.

Новость о закрытии единственной на сегодняшний день украинской деловой «ежедневки» стала тем более неожиданной, что конкурент «Ъ», принадлежавший «семье» (как вы понимаете, нашей «семье») «Капитал», по понятным причинам ушел в «бессрочный отпуск», и его финансовые проблемы как раз вполне понятны. Что же до «Коммерсанта», то рекламы там было немало, но прибыльным он не был никогда. Украинский рекламный рынок меньше российского на порядки, и схожие в этом плане с «Ъ» украинский «Форбс» или «Власть денег» испытывают те же проблемы. «Коммерсант» в свое время пришел в Украину как бренд, с ореолом респектабельности и влиятельности, и хотя украинская редакция звезд с неба не хватала, но в целом газета старалась быть корректной, информативной и объективной. Политической аналитикой брезговала, к слову сказать, чтоб не вляпаться в ангажированные расклады. Но с известного момента начались трения между киевской и московской редакциями — Москва и Киев не совпадали в подаче последних событий. Конфликт достиг высшей точки в минувший четверг. По словам сотрудников киевской редакции, вечером, за двадцать минут до сдачи номера в печать, раздался звонок из российского офиса: Москва требовала снять главный материал — статью о крымских событиях, включавшую заявление секретаря СНБО Украины Андрея Парубия о том, что российские военные стоят на границе. В конечном счете, спорная статья была снята и чуть было не заменена на другую, «спущенную из Москвы», но в последнюю минуту украинские журналисты решили номер не выпускать и наутро из новостной ленты узнали о закрытии газеты. Вместе с бумажной газетой была «отменена» интернет-версия: сайт kommersant.ua сейчас перенаправляет посетителей на kommersant.ru, а кроме того, практически недоступен электронный архив издания.

Вся эта история была мгновенно прокомментирована в Киеве как очередной эпизод «информационной войны». Собственно, об этом написал в своем блоге Петр Порошенко, пообещавший уволенным журналистам, что без работы они не останутся: «Закрытие "Коммерсантъ-Украина" — это очередной сигнал о том, что информационная война против Украины входит в активную фазу. Это прямой признак наступления на свободу слова, на право журналистов на профессию, на демократию», — написал Порошенко и пообещал «что-то придумать». И, похоже, придумает: в Киеве практически стартовала избирательная кампания, и по соцопросам лидер партии «Солидарность» и «шоколадный король» Петр Порошенко — один из самых реальных кандидатов на выход во второй тур.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Родионов












  • Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.

  • "Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.

  • Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
В СМИ
3 МАРТА 2022
"Московский комсомолец": Военные в своих сводках не говорят, когда планируют закончить операцию и какие цели перед собой ставят.
В СМИ
1 МАРТА 2022
Главное: На центральной площади Харькова, одной из самых крупных в Европе, прозвучал мощнейший ракетный удар.
В СМИ
25 ФЕВРАЛЯ 2022
Lenta.ru: Президент Зеленский снова призвал Россию к переговорам о прекращении военных действий.
В СМИ
24 ФЕВРАЛЯ 2022
«Коммерсант»: Запад угрожает Москве беспрецедентно жесткими санкциями…
В СМИ
23 ФЕВРАЛЯ 2022
УНИАН: Сейчас у границы Украины и на оккупированных территориях сосредоточено почти 200 тысяч войск РФ. На юг Беларуси и в приграничные с Украиной регионы РФ продолжают прибывать российские войска.
Поменять войну на саммит
21 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Отдадим должное упертости и, мягко говоря, необидчивости французского президента Эммануэля Макрона. Только что выяснилось, что Владимир Путин его кинул. Обещал в ходе личной встречи вывести войска из Белоруссии после завершения маневров 20 февраля. А позже глава минского военного ведомства сообщил, что совместная проверка войск продолжится (и войска, стало быть, останутся) по причине сложного международного положения. Но хозяин Елисейского дворца не стал в позу обиженного. Утерся и в шестой раз за последние недели позвонил Путину В.В. Результаты оказались просто фантастическими. Война, казавшаяся еще вчера совершенно неизбежной, скорее всего отложена минимум на неделю.
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Андрей Колесников: Несмотря на все все встречи и попытки договориться, Путин одним движением руки может сломать всю переговорную конструкцию.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2022
"Коммерсант": Москва и Киев обвиняют друг друга в эскалации, Париж пытается их мирить, Вашингтон трубит о неминуемой войне
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2022
Александр Морозов: Зеленский очень умно, осторожно, "хладнокровно" (как сказал Макрон) держится в этой опасной ситуации. Никакой бравады, никакого публичного милитаризма с его стороны, и никаких провокаций...
Деэскалация, которой нет
17 ФЕВРАЛЯ 2022 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Москва попала в собственную ловушку. В течение месяцев она требовала от Запада выполнения невыполнимых в принципе ультиматумов, угрожая при этом некими «военно-техническими мерами». При этом, по утверждению США и других стран НАТО, происходило наращивание российских войск вокруг Украины. Москва этого не отрицала, никаких внятных разъяснений не давала и заявляла с ухмылкой, что вольна делать на своей территории что угодно и не собирается ни перед кем отчитываться. Столкнувшись с угрозой новой войны на Украине, США и их союзники по НАТО начали поставки переносных противотанковых комплексов и систем ПВО «Стингер».