Министерство регионального развития подготовило и согласовало с другими ведомствами проект концепции Федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 года. Присоединение полуострова обойдется россиянам недешево – почти в триллион рублей, из которых 95% будет заплачено из федерального бюджета. Остальное возьмут из регионального (и без того дефицитного) бюджета и внебюджетных источников. Деньги огромные, но и результаты Минрегион обещает фантастические: за семь лет чиновники собираются увеличить валовый региональный продукт (ВРП) и уровень зарплат в Крыму в 5 раз. Это не какое-то там жалкое удвоение ВВП за десятилетие. Упятерение за семь – дорогого стоит.
Это, впрочем, оптимистичный сценарий. Есть и более скромный – базовый, предусматривающий выделение из федерального бюджета «всего» 511 миллиардов рублей при общих затратах в 723 миллиарда. Результаты, правда, тут тоже обещаются более скромные: ВРП утроится, а средняя зарплата вырастет почти вчетверо.
Самый существенный источник расходов, предусматривающий выделение из российского федерального бюджета 400 миллиардов рублей, – развитие транспортной инфраструктуры (самая коррупционная отрасль российской экономики). Половина этой суммы нужна на строительство Керченского перехода, возведение которого названо "геостратегической задачей". Гоестратегия, которая изначально оценивалась в 50 миллиардов, подорожала ровно в четыре раза. И, помня опыт строительство моста на остров Русский к саммиту АТЭС, можно с уверенностью сказать, что смета еще будет пересматриваться, причем отнюдь не в сторону сокращения.
Помимо развития транспорта, жизненно важной задачей является обеспечение Крыма пресной водой. Остальное пойдет на модернизацию структуры крымской промышленности, капитальное и жилищное строительство, поддержку малого и среднего бизнеса, социальные программы. Все то, что в последние пару лет обеспечивает «российское экономическое чудо» – стремительное замедление экономики на фоне экономического выздоровления в остальном мире.
Самое интересное во всем этом – откуда Минфин наскребет искомый триллион, чтобы удовлетворить грандиозные амбиции чиновников Минрегиона. Достаточно вспомнить обсуждение не менее амбициозных планов освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тогда Минфин с большим скрипом согласился на полутриллионную целевую программу, а первый вице-премьер Игорь Шувалов публично признал, что с «мегапроектами» пора завязывать, чтобы в один прекрасный день не оказаться банкротом.
Экономическая, равно как и бюджетная, ситуация за прошедшее с того момента время не только не улучшилась, но и стала только хуже, причем радикально хуже. Поэтому в распоряжении правительства осталось два последних источника денег – либо печатный станок и девальвация рубля, либо средства Фонда национального благосостояния. Последний и без того давно перестал быть неприкосновенным запасом, призванным стабилизировать пенсионную систему страны, зияющую угрожающими дырами. Деньги из Фонда шли и на кредиты Януковичу, и на модернизацию БАМа и Транссиба. Теперь, видимо, пойдут и на Крым. А пенсионерам, если возникнут перебои с выплатой пенсий, всегда можно будет сказать: «Зато крымнаш!»
На фото: Россия. Крым. 9 апреля 2014 года. На набережной в Балаклавской бухте.
Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников