У Минфина нелегкие времена. Об этом прямо сказал в развернутом интервью газете «Ведомости» глава ведомства Антон Силуанов. Страна достигла предела расходов, резервный фонд, несмотря на высокие нефтяные цены, фактически перестал пополняться. Зияющая дыра в Пенсионном фонде никак не желает затягиваться. Военные расходы и социальные обязательства, взятые на себя еще перед последними выборами, становятся непосильным бременем, а экономика расти не хочет, бегство капитала не только не прекращается, напротив – принимает масштабы стихийного бедствия. А тут еще новая напасть: страна обзавелась двумя чрезвычайно прожорливыми дотационными регионами – Крымом и Севастополем, отказать которым в щедром финансировании нет никакой возможности. Эти два новоявленных получателя госдотаций уже «сожрали» конфискованные у граждан пенсионные накопления за 2014 год и требуют еще.
Одним словом, Минфин оказался практически в безвыходном положении. «Все страны, которые сталкиваются с бюджетными трудностями, идут по одним и тем же направлениям: сокращение расходов, увеличение доходных источников, в том числе за счет продажи имущества», – предупреждает министр Силуанов. На продажу имущества рассчитывать особенно не приходится: несмотря на фондовый бум вокруг России, акции российских предприятий нынче не в цене. «Увеличение доходных источников» в переводе на русский язык означает банальное повышение налогов. А поскольку «нефтянку», бензин, курильщиков, потребителей алкоголя и любителей дорогих автомобилей обложили уже так, что дальше некуда (дальнейшее повышение акцизов собираемости не повысит, а будет лишь стимулировать контрабанду и всевозможные «серые» схемы), за Крым придется платить всем гражданам без исключения. Впереди повышение подоходного налога и введение налога с продаж, который немедленно выльется в повышение цен.
«Сокращение расходов» Минфин тоже понимает весьма специфическим образом. Так ведомство предлагает сократить на 44 миллиарда смету строительства трассы М56 «Лена», соединяющей Якутск с Транссибом. Протяженность этой автомобильной дороги федерального значения превышает 1200 километров, причем большая часть ее не заасфальтирована. Проехать от Якутска до станции Большой Невер (или наоборот) можно только зимой. Кроме того, трасса проходит по левому берегу Лены, а Якутск располагается на правом. Нужен мост, без которого трасса с весны до осени тоже особого смысла не имеет. Правительство еще до всякого «крымнаша» разработало Федеральную целевую программу (ФЦП) реконструкции дороги и строительства моста через Лену. Стоимость реконструкции дороги оценена в 115 миллиардов рублей, причем Росавтодор настаивает, что это минимум, при котором возможна реконструкция.
Однако этой весной вдруг выяснилось, что мост нужен не только через Лену, но и через Керченский пролив, причем нужен срочно. Советник президента Андрей Белоусов предложил со строительством моста в Якутии не торопиться, а высвободившиеся деньги направить в Крым. Теперь с аналогичным предложением выступает Минфин. Чиновники ведомства хотят сократить смету реконструкции М56 на 44 миллиарда рублей (что, по мнению Росавтодора, сделает всю реконструкцию невозможной).
Логика, конечно, железная: Якутия далеко и в лентах новостей появляется нечасто. Люди там живут без моста и дороги уже столько лет, потерпят еще. Может когда-нибудь, лет через 5-10 и до них руки дойдут. А Крым – символ, витрина, главное достижение и завоевание, которое должно затмить блеском великолепия Сочи. Экономить на символах никак нельзя, можно и должности лишиться. Понимают это не только чиновники финансового ведомства, но и прочие чиновники, поэтому можно не сомневаться, что к предложению Минфина в правительстве отнесутся благосклонно, и вместо реконструкции трассы М56 будет начато строительство моста через Керченский пролив. Проблема лишь в том, что, исходя из опыта предыдущих «строек века», денег, которые вытащат из якутской ФЦП, на крымский проект явно не хватит. Минфину придется выискивать другие источники «сокращения расходов». Счастье еще, что других отдаленных регионов, не слишком часто фигурирующих в российских новостных лентах, много.
На фото: Россия. Магаданская область. Участок федеральной трассы "Колыма" от поселка Атка до поселка Оротукан был закрыт в связи с частичным разрушением проезжей части после ливневых дождей.
Фото ИТАР-ТАСС