Накануне саммита БРИКС (в это еще неда вно неформальное объединение входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) наш главный начальник выдал интервью ИТАР-ТАСС, в котором поведал о кремлевских приоритетах на предстоящей встрече. Надо сказать, что перед хозяином Кремля стоит непростая задача. Когда более 10 лет назад в исследованиях западных экономистов стала мелькать аббревиатура БРИКС, имелись в виду страны с наиболее быстрым экономическим ростом. С тех пор ситуация изменилась — благодаря достижениям путиномики экономический рост в нашей стране сменился стагнацией. Что предполагает: у России иные экономические предпочтения, чем у сохраняющего свой стремительный рост Китая.
Стало быть, Путину следует выдвинуть некую новую объединяющую идею. «Считаю, что настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления», — сообщил он. Для чего нужно превращать БРИКС в политический союз главному российскому начальнику, предельно ясно: дабы «настойчиво противодействовать попыткам отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций».Более того, он предлагаетсоздать механизм регулярных консультаций«высокого уровня»между внешнеполитическими ведомствамистран БРИКСпо различным региональным конфликтам«с выходом, где возможно, на общие позиции и совместные усилия по содействию их политико-дипломатическому урегулированию». Москва очевидным образом пытается поделиться с партнерами своей главной фобией: что все цветные революции являются результатом действий коварного Запада. А если все это найдет отклик, подвигнуть партнеров на координацию политики в деле сохранения авторитарных режимов.
Тут же российский президент делится и другой своей фобией: «Важным вопросом считаем содействие выработке правил ответственного поведения в глобальном информационном пространстве. … В наших планах и формирование совместной информационной политики на международной арене в поддержку деятельности БРИКС, а также в целях более объективного освещения картины мира».Ведь всем известно, что возбуждение народов на цветные революции происходит через Интернет, которым единолично владеет Вашингтон. «Это все Гугл нагуглил», как изящно описал один из путинских сподвижников арабскую весну. Посему Владимир Владимирович намерен убедить коллег потребовать неких равных прав на участие в управлении Интернетом, а по сути — права отгородиться от всепроникающей злокозненной сети.
И наконец, о самом больном: «Еще один важный вопрос, который мы планируем поднять на саммите, — об участившихся случаях массированного применения односторонних санкций. Сейчас санкционной атаке со стороны США и их союзников подвергается Россия».Путин предлагает не больше не меньше,как «сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить травлю стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, а вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам».Типа хапнул кусок другого государства, а с тобой этот самый цивилизованный и взаимоуважительный диалог должны вести.
Если свести путинские инициативы воедино, то плодотворная дебютная идея Кремля на саммите сводится к вполне вульгарному антиамериканизму. Однако более чем сомнительно, что эти инициативы найдут одобрение у всех участников саммита. Взгляды членов БРИКС на региональные конфликты не совпадают, а иногда и прямо противоположны. Более того, у них есть неурегулированные территориальные конфликты. Попытка обсудить все это в формате БРИКС не только не приведет к выработке единой позиции, но и грозит развалом организации. Что до противостояния травли со стороны США, то Вашингтон — крупнейший торговый партнер Китая, Индии, Бразилии. Противостоять США из-за путинских мечтаний о формировании антиамериканского союза никто не собирается.
На фото: Президент Бразилии Дилма Русеф, премьер-министр Индии Манмохан Сингх, президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и президент ЮАР Джейкоб Зума (слева направо) после переговоров глав государств и правительств БРИКС в рамках саммита G20.
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин