Правительство решило и в 2015 году не перечислять пенсионные накопления граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Министерство финансов оценивает замороженный объем потенциальных поступлений в НПФ в будущем году в 900 миллиардов рублей за 2014 и 2015 годы, из которых около 700 миллиардов рублей могли бы быть вложены в корпоративные облигации, а 200 миллиардов лежать на банковских депозитах. Это будет стоить российской экономике один процент роста.
Изъятие пенсионных накоплений вписывается в общую логику происходящего. С начала года страна фактически живет по законам военного времени, которые требуют максимальной мобилизации всех имеющихся ресурсов. Важно, что происходит здесь и сейчас, а долгосрочные планы и тенденции не играют никакой роли, поскольку будущее (в том числе и будущее экономики) в условиях применения к России постоянно ужесточающихся экономических санкций неопределенно и не поддается прогнозированию. Так что решение правительства фактически свернуть долгосрочный проект, результаты которого можно было бы оценить только лет через 15, вполне укладывается в общий тренд.
Кроме того, накопительная пенсионная система, разработанная и начавшая постепенно внедряться во времена, когда ставка делалась на либеральное развитие экономики, борьбу с патернализмом и развитие свободного предпринимательства, ввиду смены идеологических приоритетов перестала соответствовать складывающейся модели государства. В нынешнюю модель гораздо лучше вписываются пенсии, целиком и полностью зависящие от доброй воли и щедрости правителя.
Может ли вызвать решение конфисковать пенсионные накопления граждан социальный протест — вопрос спорный. Нынешняя российская действительность никаких социальных протестов не предполагает, и ужесточение законодательства — лучшее тому свидетельство. К тому же правительство за последние пару лет приложило титанические усилия к тому, чтобы убедить население в простой и незамысловатой истине: надеяться на государственную пенсию нынешним 30-40-летним так же глупо, как ждать восхода солнца на западе.
Что же касается негативных последствий для экономики, они очевидны. Главный защитник пенсионных накоплений в правительстве — Минфин — резонно утверждает, что эти средства — главный рыночный источник «длинных денег» в экономике. Без них говорить об эффективных долгосрочных инвестициях глупо. Еще один немаловажный момент заключается в том, что российские граждане окончательно теряют стимул требовать у работодателя «белой» зарплаты. Наконец, говорить о доверии к власти, которая, не смущаясь, готова в любой момент залезть в карман граждан, тоже не приходится.