Тезис о постепенном сползании России к своему закончившемуся весьма драматично советско-имперскому прошлому повторялся уже неоднократно. И российские власти с завидной регулярностью поставляют все новые факты, этот тезис подтверждающие. Самый свежий пример — титанические усилия главы кабинета Дмитрия Медведева, направленные на ликвидацию последствий решения его патрона Путина ввести запрет на длинный перечень сельскохозяйственной продукции из стран, присоединившихся к санкциям против России. В ответ на рост цен и постепенно пустеющие прилавки Медведев поручил правительству подготовить новую Продовольственную программу.
Сложно сказать, случайно или намеренно наш нынешний сельскохозяйственный «ответ Чемберлену» получил название масштабной программы развития агропромышленного комплекса, принятой на майском Пленуме ЦК КПСС – Продовольственной программы СССР. Как следует из материалов Пленума, которые изучались в школах на уроках обществоведения и на экономических факультетах ВУЗов по всей стране, «Продовольственная программа — плод коллективных усилий партийных, советских и хозяйственных органов, ученых, руководителей колхозов и совхозов, специалистов. В ней широко учтены материалы печати, письма и предложения трудящихся … Партия поставила задачу: используя возросший экономический потенциал страны, обеспечить в возможно более сжатые сроки устойчивое снабжение населения всеми видами продовольствия, существенно улучшить структуру питания советских людей за счет наиболее ценных продуктов». Завершить выполнение Продовольственной программы СССР было намечено к 1990 году.
Если кто-то забыл (или просто родился позже), можно напомнить, что по мере выполнения Продовольственной программы с полок магазинов начали пропадать не только «наиболее ценные» продукты питания, но и жизненно необходимые. А в 1991 году, через год после официального завершения Продовольственной программы, страна под названием СССР прекратила свое существование, равно как и КПСС — партия, чья руководящая и направляющая роль в государстве и обществе была закреплена в Конституции.
После проведения «судьбоносного» майского Пленума ЦК КПСС прошло 32 года. Начиная со второй половины 90-х «структура питания» российских граждан качественно улучшалась, причем именно за счет «наиболее ценных продуктов». И Продовольственная программа СССР тут абсолютно не при чем. Либеральные рыночные реформы начала 90-х, их продолжение в начале 2000-х, рост цен на нефть, не прекращавшийся со второй половины 1999 до первой половины 2008 года — сначала наполнили полки магазинов самыми разнообразными продуктами, а потом сделали их доступными для значительной части населения.
Доступность, правда, после начала кризиса 2008 года неуклонно снижается, но ассортимент до недавнего времени оставался достаточно богатым. Гурманы и любители самых изысканных деликатесов, имея достаточно денег, всегда могли найти в магазинах практически любой продукт — были бы деньги.
При этом активные действия правительства, направленные на развитие агропромышленного комплекса, все минувшие с памятного майского Пленума годы не прекращались. Была программа развития крестьянских и фермерских хозяйств, целью которой было сделать российского фермера главной движущей силой отечественного агропромышленного комплекса. Был амбициозный национальный проект, делавший ставку на крупных производителей.
И вот теперь Россия вновь стоит перед угрозой продовольственного дефицита и резкого рорста цен на продукты питания. Нынешнюю и без того весьма дорогостоящую федеральную программу развития АПК (до 2020 года предусмотрено бюджетное финансирование в размере 1,5 триллиона рублей) сделают еще более дорогостоящей. Курс на импортозамещение в очередной раз будет объявлен национальным приоритетом. В самом ближайшем будущем мы снова услышим лозунги 30-летней давности об опережающем развитии мясного и молочного животноводства.
Результат этой кампании также предсказуем, как и последствия ответных санкций Путина. Бюджет, перегруженный неподъемной программой развития ВПК и перевооружения армии, постоянно растущими социальными обязательствами, экстраординарными масштабными вливаниями в присоединенные Крым и Севастополь, трещит по швам. В российской экономике зафиксирована рецессия, и внешние санкции никаких надежд на улучшение не оставляют. Бюджетный дефицит в нынешних обстоятельствах покрывать за счет заимствований представляется весьма проблематичным. Это означает, что ЦБ вынужден будет начать необеспеченную эмиссию. Прямое следствие — рост инфляции, который, прежде всего, выльется в рост цен на продовольствие. Страна постепенно начнет свой откат в прошлое. Продукты на прилавках останутся, но, как и в начале 90-х, станут непозволительной роскошью для все большей части населения.
Дойдет ли дело до распада страны и смены власти, как это случилось после завершения первой Продовольственной программы, пока с уверенностью сказать нельзя. Но российские власти прилагают максимум усилий к повторению сценария.
На фото: Россия. Новосибирск. 7 августа 2014 года. Покупатели в одном из супермаркетов города.
Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков