В правительстве, судя по всему, не слишком впечатлились обвалом российской национальной валюты, последовавшим за падением нефти после новости о том, что страны ОПЕК решили не снижать квоты добычи. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил россиянам научиться потреблять и производить отечественную продукцию, чтобы не зависеть ни от курса доллара, ни от цен на нефть на мировых рынках. «Если будем работать слаженно, и будут помогать регионы - очень многое будет зависеть от лидеров регионов, - мы сможем проблему импортозамещения быстро решить», - заявил он в интервью телепрограмме «Вести в субботу».
О том, что многие российские чиновники давно мечтают о повторении сценария 1998 года, «Ежедневный журнал» уже неоднократно писал. И выступление Шувалова – лишнее тому подтверждение. Именно тогда, после весьма болезненного для населения, но непродолжительного по времени шока четырехкратная девальвация рубля дала экономике пинок, запустивший развитие многих отраслей, не связанных с сырьевым экспортом. Этот же кризис заставил молодого преемника уставшего от власти первого президента России пойти на либеральные реформы, обуздать бюджетный популизм парламентариев, начать процесс дебюрократизации и разгосударствления экономики. Одним словом, воплощенная мечта о будущем системного либерала.
Есть, правда, несколько нюансов, которые несколько отличают конец 2014 года от начала 2000-го. Теперь уже никому в голову не придет задаваться вопросом «Who is Mr Putin?». И поведение инвесторов на протяжении последних пяти лет свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос и инвестиции в российскую экономику – вещи между собой не очень совместимые. А инвестиции для процесса импортозамещения – условие непременное, даже более важное, чем девальвация национальной валюты. Неплохо бы еще обеспечить доступные кредиты, благоприятный бизнес-климат, независимую судебную систему, защиту прав собственности, обуздать коррупционеров и силовиков-рэкетиров. В противном случае импортозамещение выливается в переход изрядной части населения к натуральному хозяйству на приусадебных огородах.
Можно, конечно, попробовать обойтись без частных инвесторов и сделать ставку на государственные инвестиции. Тут даже трудиться сильно не придется. Заменить в речах последних лет слово «модернизация» на слово «импортозамещение», перебросить Чубайса с нанотехнологий на свиноводство, в дополнение к программе возрождения оборонно-промышленного комплекса написать не менее амбициозную программу возрождения пищевой и легкой промышленности. Эффект, правда, будет примерно тот же, что и от модернизаторских потуг Медведева и его кабинета. Но если не слишком усердствовать с выполнением обещаний, можно будет потянуть время. А там, глядишь, и само все как-нибудь устроится. Не может же кризис длиться вечно. К тому же любые неудачи еще долго можно списывать на происки врагов и тяжелые последствия санкций. А когда и этот ресурс начнет исчерпываться, всегда есть возможность послать к кому-нибудь из соседей «вежливых людей» и занять население очередной кровавой драмой, подогревая квасной патриотизм и любовь к поднимающему с колен нацию лидеру.
На фото: Россия. Новосибирск. 21 августа 2014 года, , в вагоне метрополитена. Плакаты с надписью "Краснодарское милее Польши" и "Никому я не нужна, ведь в России есть своя", призывающий в ответ на санкции Евросоюза и США отказаться от европейских и американских продуктов.
Фото ИТАР-ТАСС/ Евгений Курсков