Корпорация General Motors объявила о полном уходе из России марки Opel и массовых моделей бренда Chevrolet. Завод GM в Санкт-Петербурге будет законсервирован, а работникам предложено по семь окладов за увольнение по собственному желанию. Сборка Opel и Chevrolet на предприятиях группы ГАЗ и калининградском «Автоторе» прекратится. Запущенное еще в 2002 году СП «GM-АвтоВАЗ» продолжит работу, но запуск производства нового поколения Chevrolet Niva отменяется.
Только в завод под Петербургом, где собирались Chevrolet Cruze и Opel Astra, GM инвестировала более 300 миллионов долларов. Уход с российского рынка обойдется компании еще в 600 миллионов. Рабочим будет предложено написать заявления по собственному желанию с выплатой семимесячного оклада. Профсоюз, правда, надеется выторговать от 12 до 18 окладов, однако перспектив у них немного: согласно российскому трудовому законодательству, работодатель может ограничиться выплатой пяти окладов.
Единственное, что General Motors оставляет в России – продажу дорогих моделей под брендом Cadillac, а также дорогих моделией Chevrolet — двух спорткаров Corvette и Camaro и внедорожника Tahoe. Сохранятся и поставки в Россию запчастей для уже проданных тут автомобилей, их сервисное обслуживание. Так что если российским владельцам Chevrolet и Opel и есть о чем беспокоиться, так только о перспективах продажи своих машин: большинство экспертов автомобильного рынка прогнозируют падение цен на подержанные автомобили этих марок.
Кто-то поспешил назвать решение одного из крупнейших в мире автопроизводителей уйти из России политическим демаршем, обратив внимание на то, что заявление было сделано в годовщину аннексии Крыма, в момент, когда россияне в едином порыве праздновали "крымнаш", вдохновленные речью Путина. Однако уход GM из России продиктован отнюдь не политикой и не желанием присоединиться к санкциям. В противном случае автоконцерн не стал бы оставлять в стране продажи кадиллаков и дорогих спорткаров. Причины, конечно, экономические. Готовность списать в убытки вложенные в страну сотни миллионов долларов – весьма неприятный сигнал для российской экономики.
По сути, стратеги из GM пришли к выводу об отсутствии перспектив развития в России среднего класса, на который и были ориентированы модели, выпуск которых прекращается. И проблемы эти носят не какой-то временный характер, вызванный падением нефтяных цен, а продлятся слишком долго для того, чтобы можно было их спокойно переждать, не делая резких движений.
За последние десятилетия мы слишком привыкли к тому, что практически любые стратегические инвестиции в Россию окупаются сторицей. Однако очередь из иностранных инвесторов вот уже несколько лет как рассосалась. А теперь и вовсе начался исход. Причем речь не о финансовых спекулянтах, которые сегодня убежали, а завтра – вернулись. General Motors инвестировала в Россию с прицелом на десятилетия вперед. И если сейчас они готовы смириться с потерей этих денег, это значит, что Россия перешла какую-то незримую черту, отделяющую временные экономические трудности от системного кризиса, который грозит продлиться не один год. А то и вовсе оставить руины на месте экономики, которую всего десять лет назад включали в четверку лидеров роста двадцать первого века.
Фото: Россия. Ленинградская область. 29 июня. Линия сборки нового автомобиля Opel Astra на заводе «Дженерал Моторз Авто» (General Motors). Фото ИТАР-ТАСС/ Вадим Жернов