На Большом Ближнем Востоке опять предсказуемо-неожиданно полыхнуло. Запад так же неожиданно и предсказуемо оказался к этому не готов. Буквально за пару недель окончательно грохнулся Йемен — американцы и британцы в срочном порядке эвакуировали свои посольства и военные контингенты. Штаты вкладывали в официальные вооруженные силы Йемена ежегодно около ста миллионов долларов — деньги шли на модернизацию ВВС с упором на развитие беспилотных летательных систем, охрану сухопутных и морских границ. В итоге американские морпехи уходили, бросая технику; британцы были более организованы. Еще около полумиллиарда долларов американцы вложили в различные социальные программы — саудиты в свою очередь перевели Центральному банку Йемена миллиард. Все эти деньги, понятно, тоже потеряны... Однако по большому счету — это мелочи. После того как хуситы захватили здание министерства обороны в Сане, в их руки попали все наработанные за годы базы данных по боевикам «Аль-Каеды» в странах Магриба, подковерным операциям внедренных агентов — в ЦРУ сейчас должны биться головой о стену... Долго и упорно воевали с «Аль-Каедой» и проглядели хуситов... А вот арабы за ту же пару недель — судя по всему, за спиной США — договорились о создании панарабских вооруженных соединений для войны в Йемене. Саудиты начали утюжить хуситов с воздуха, Египет скорее всего предоставит бронетанковые части и пехоту, даже Судан открыл свое воздушное пространство для саудовских и прочих арабских истребителей... А в коалиции еще и Бахрейн, и Кувейт, и Катар, и Эмираты, и Иордания. Если искать исторические аналогии, то такая широкая арабская военная коалиция собиралась в последний раз в сорок восьмом году против Израиля. С тех пор военный панарабизм сталкивался с непреодолимыми внутренними дрязгами и как бы не существовал... До сегодняшнего дня. Кстати, сам факт быстрой координации, распределения целей и слаженности ВВС вовлеченных стран говорит лишь о том, что арабы к такому развитию событий — в отличие от Запада — готовились заранее. Глава Госдепа Джон Керри, конечно, поторопился сразу после объявления начала операции «Решительная буря» предложить американскую поддержку в сфере логистики разведки, но выглядело это как попытка опоздавшего на поезд вскочить в последний вагон.
На самом деле хуситы хуситами… И никого бы ни они, ни Йемен не волновал, если бы не Тегеран. Ну, не хотят арабы-сунниты, с примазавшейся к ним Турцией, персидско-шиитского контроля над регионом. А с точки зрения саудитов и египтян, именно это и происходит. Тегеран при попустительстве тех же американцев фактически взял под контроль Багдад. В Сирии иранцы координируют боевые действия против вооруженной оппозиции и напрямую принимают участие в боях наравне со своим протеже — ливанской шиитской «Хезболлой». У «Хезболлы» далеко идущие виды по полному контролю на Ливаном. Подразделения «Хезболлы» воюют и против Исламского государства в Ираке. Таком образом, круг замыкается: сунниты чувствуют, что Тегеран обретает все большее и большее влияние... Хуситы — такие же протеже аятолл, как и «Хезболла». И по последним сообщениям, одной из поставленных перед ними стратегических целей является контроль над проливом Баб-Эль-Мандеб. В этом проливе — почти вся геополитика региона. Фактически все страны Персидского залива экспортируют нефть через Ормузский пролив, потом через Баб-Эль-Мандеб и Аденский залив в Красное море, а через Суэцкий канал в Средиземное — и здравствуй, Европа.
Теоретически, если хуситы будут контролировать Баб-Эль-Мандеб — шириной всего в сорок километров, — то Тегеран возьмет суннитов и Европу за... чуть ниже пояса. Предположим, у хуситов из своего «военторга» вдруг появятся иранские ракеты С-802 класса земля-море, китайского производства. У «Хезболлы» такие ракеты из того же «военторга» нарисовались в 2006 году — и израильскому корвету «Ханит» не повезло... Иран и так грозится, в случае чего, перекрыть Ормузский пролив — но там Пятый флот США. А если к активам добавится Баб-Эль-Мандеб, то Европа сможет лишь попискивать... и лоббировать отмену санкций против иранской ядерной программы. Но Старый свет этого, видимо, пока не осознает и в лучших традициях требует «политического» решения кризиса, одновременно осуждая военные действия против хуситов. Иран тоже, кстати, осуждает и требует прекратить. И одновременно в Тегеран приглашаются все высокопоставленные оперативные командиры боевых соединений «Хезболлы» из Ирака, Сирии и Ливана — «назрела необходимость обсудить суннитскую агрессию».
Иранская пресса тем временем горделиво публикует, что в Йемене уже пять тысяч иранских военных «советников». Египет, в свою очередь, недолго думая, послал в Баб-Эль-Мандеб свой флот. Египетское телевидение отрапортовало, что моряки страны пирамид уже успели открыть огонь по неким иранским судам, которые, как подозревают, перевозили в Йемен оружие для хуситов... Иранцы якобы вернулись в Индийский океан — в конфликт не вступали.
На фоне всего происходящего самая неудачная позиция у Вашингтона. С одной стороны, иранцы и американцы сотрудничают против Исламского государства в Ираке. С другой — вот-вот должен подойти к концу переговорный процесс по иранской ядерной программе. Вероятный результат — отмена экономических санкций и эмбарго на поставки в Тегеран оружия в обмен на право Ирана продолжать обогащать до определенного уровня уран и сохранить до шести тысяч центрифуг сроком на десять лет. При этом договор, судя по всему, не включает контроль над разработками баллистических ракет. Суннитские страны от таких перспектив стонут и выражают явное недовольство. Израиль вообще пообещал действовать при необходимости в одиночку, а премьер Нетаньяху минимум дважды в неделю публично говорит о том, что администрация Обамы идет по неверному пути…
А еще, чтобы добавить остроты, Запад решил продвигать в Совбезе ООН новую резолюцию по урегулированию израильско-палестинского конфликта. Вот, мол, примем резолюцию — и все самой собой по-быстрому рассосется, поскольку палестинский вопрос, оказывается, основополагающий для стабильности на Ближнем Востоке...
Россия тоже вписалась в этот тренд — не помогло даже громкое официальное израильское молчание по ситуации в Украине. В.В. Путин телеграфировал лидерам ЛАГ: интересы у нас общие, с террором надо бороться и стремиться к «скорейшему урегулированию кризисных ситуаций в Сирии, Ливии, Йемене на основе принципов международного права, путём широкого диалога и поиска общенационального согласия». В этом контексте для России «особое значение имеет решение проблемы Палестины, важнейшим условием которого является реализация законного права палестинского народа на создание независимого, жизнеспособного, территориально целостного государства со столицей в Восточном Иерусалиме». На это послание наследный принц Сауд Аль-Фейсал ответил в том духе, что негоже Москве говорить о трагедии в Сирии, пока Россия поставляет Дамаску оружие «для уничтожения собственного народа» и выразил надежду, «что Владимир Путин изменит свою линию поведения». А по поводу палестинско-израильских дел саудит промолчал... Да-да, это у суннитов и хуситов сейчас сразу начнется диалог по поиску общенационального согласия. В Сирии, помнится, это согласие уже который год ищут — с применением химического оружия и уничтожением целых городов. В Палестине, кстати, тоже ищут — между исламистским ХАМАСом и светским ФАТХом. Как потеряли в 2007-м, когда хамасовцы вырезали в секторе Газа фатховцев, так до сих пор и ищут... Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас на пленарном заседании ЛАГ тоже из кожи вон лез: искал пути диалога и клеймил правоэкстремистский Израиль, доказавший, что он и его новый-старый премьер после выборов к переговорам не готов. Но вот почему-то в рамках удаленного диалога с ХАМАСом с трибуны ЛАГ Аббас выразил скромную надежду, что Лига арабских государств будет действовать в Газе так же, как она действует в Йемене. Про Израиль сказал же, что, в свете явного нежелания Иерусалима идти на переговоры, будет необходимо взвесить все аспекты взаимоотношений, включая координацию по вопросам безопасности.
Израильская армия определила 31 марта как день Икс. Может начаться Третья интифада. А если не интифада, то интенсивное противостояние... Причин для этого с точки зрения армейского командования несколько. Во-первых попытка администрации автономии снова интернационализировать конфликт. Первого апреля, и это не шутка, Рамалла собирается подавать в Международный криминальный трибунал первые иски против Израиля — из-за поселений на Западном берегу и операции «Нерушимая скала» в Газе минувшим летом. Во-вторых — ухудшающаяся экономическая ситуация. Бюджетный баланс автономии плохо сходится: международные доноры денег давать не спешат, а Израиль несколько месяцев удерживал налоговые поступления, которые он собирает для автономии. Сначала правительство пошло на эту меру в качестве санкции за присоединение Рамаллы к Международному криминальному трибуналу, но на днях, прислушавшись к рекомендациям армии и контрразведки, решило перевод денег возобновить. В международных юридических структурах жернова мелят медленно — а на местности может полыхнуть уже в ближайшее время. Координация между палестинскими и израильскими службами безопасности «на земле» пока продолжается как обычно. Но, несмотря на это, армия со своей стороны провела во всех линейных бригадах на Западном берегу учения по подавлению возможных массовых акций протеста, беспорядков и попыток возобновить волну террора. Все части натаскивали на то, что действия должны быть максимально мощными и быстрыми при минимальном количестве жертв, дабы не подпитывать протестные настроения.
Вместе с тем с силовых структурах считают, что верхушка в Рамалле понимает, насколько высоки могут быть ставки и какой ущерб палестинской автономии нанесет новое противостояние — и поэтому, несмотря на громкие заявления, палестинское руководство, понимая, что удержать ситуацию под контролем сможет вряд ли, не торопится по настоящему раскачивать лодку.
Но если все-таки на Западном берегу полыхнет, то, кажется, все с удовольствием забудут про шиитско-суннитские войны, йемены, сирии и прочие ираки и кинутся снова примирять израильтян и палестинцев. Оно и понадежнее будет: и израильтяне, и палестинцы к слову международного сообщества прислушиваются, переговоров друг с другом хоть и не ведут, но на ежедневной основе общаются, военные действия — если есть, — до ограниченные. Не то что Тегеран с Эр-Риадом и Египтом — военные коалиции по всему театру военных действий, разваливающиеся государства и полный иммунитет к любым европейским словесным осуждениям... К тому же в Йемене, Иране и Саудовской Аравии и Сирии снимать ТВ-картинку сложно, а в Израиле, даже воюющем, одно удовольствие. И вообще тема знакомая, израильская там военщина и все прочее — так что в рейтинге новостей с Ближнего Востока Израиль и Палестинская автономия явно вырвутся вперед. А шиитско-суннитское противостояние с сотнями тысяч жертв геополитических игр может и войдет в новостную программу, чтобы добить верстку...