Как сообщила газета «Коммерсант», на предстоящем 7 мая совещании (такие встречи проводятся ежегодно в годовщину инаугурации Путина) Объединенный народный фронт может предложить президенту «внести коррективы» в майские указы, которые связаны с развитием экономики. По сути дела, Кремль через ОНФ сообщает обществу: путинские инициативы имеют отношение к пропаганде или пиару, а вовсе не к реальной экономике. На это намекнул и сам Владимир Путин, выступая на прошлой неделе на медиафоруме, организованном тем же ОНФ: «Что касается указов, то мы не можем делать вид, что ничего не происходит и что ситуация, в которой мы живем, остается такой же, которой она была в мае 2012 года. Сейчас есть определенные проблемы, и это требует определенных корректировок,— отметил он.— Но все, что изложено в указах, это вещи стратегического характера. Эти цели все равно должны быть достигнуты — чуть раньше, чуть позже». Очевидно, теперь россиянам дадут понять, когда будет это «чуть позже». Похожим образом в СССР регулярно переносили время наступления коммунизма и всеобщего счастья.
Вряд ли майские указы будут отменены как таковые. Скорее всего произойдёт их «корректировка», последуют дополнительные постановления правительства, какие-то вещи будут решаться законодательно. Сейчас, спустя несколько лет, уже никто и не помнит, в чём именно состояли эти «майские указы», так что явочном порядком это будет сделать нетрудно. Безусловно, журналисты что-то откопают и станут говорить, что вот тут что-то отменили и тут что-то не выполнили, но по большому счёту идти на подобные меры надо было давно, поскольку у государства проблемы с бюджетом, а те решения, которые были приняты по перевооружению и «оборонке», оказались совершенно неэффективными. ОПК в принципе не способен «переварить» то количество денег, которое ему выделяется.
Кроме того, у правительства сейчас другие приоритеты, нежели построение того социального государства, которое было продекларировано в 2012-м. Тем не менее, всё будет сделано максимально тихо, потому что грядут очередные парламентские выборы, да и к президентским эта тема будет активно подниматься. Все начнут считать, как исполнительная власть реализовала программу, с которой президент шёл на выборы и которая была чрезвычайно щедрой даже по тем временам. Но сейчас перед президентом, правительством и парламентом совершенно другие задачи. Вопрос не в том, как потратить излишки, а где найти необходимое. В этих условиях формируется совершенно иная повестка дня.
Однако говорить о проблемах с выполнением майских указов — большая политическая ошибка ОНФ. Фронт фактически принимает на себя тот удар, который должны были бы получить коммунисты, или «жириновцы», или те члены правительства, которые очевидным образом уже являются потенциальными кандидатами на вылет, но за такую услугу могли бы рассчитывать на приятный «золотой парашют». Вместо этого ОНФ, который пытается тягаться с партией власти, ставит вопрос о сокращении социальных расходов — это всегда минус на выборах. И если ОНФ планирует выступать какой-то осмысленной пропрезидентской политической силой, то поднимать такого рода вопросы для него неосмотрительно.
Что касается изначальной реализуемости майских указов, то можно согласиться с оценками Алексея Кудрина, который ещё в 2012-м предупреждал о том, что речь по сути идёт о неотменяемых обязательствах правительства и бездумное наращивание таких обязательств — это как минимум огромный риск, а как максимум — популизм, ведущий к экономическому коллапсу. Сейчас мы наблюдаем возможное начало этого коллапса, безотносительно санкций и даже цен на нефть. То, что должно было произойти, происходит, и до сих пор нет никакой уверенности в том, что это не приведёт к попыткам восстановления плановой экономики и регулирования цен.
Кризис пока в самом начале, и рано говорить о том, во что он выльется. Пока условные «либералы» в правительстве удерживают свои позиции и даже смогли каким-то образом отстоять накопительную пенсию, но всё это может рухнуть в считанные дни. Обычно смена курса происходит быстро и резко. В политической сфере сейчас всё идёт в сторону зрелого Советского Союза, и экономическая политика выглядит на этом фоне довольно маргинальной. Запросы в обществе совершенно иные, а президент и правительство, какими бы волшебными рейтингами они ни обладали, всё равно должны следовать за ожиданиями людей. Люди же возвращаются к советским идеям о социальной справедливости. Ещё один небольшой кризис — и властям станет совсем трудно бороться с искушением «пограбить награбленное» и раскулачить пару олигархов, а вместе с ними и прочих бизнесменов. Когда же миллиардные состояния будут поделены, всё станет совсем неприятно.
Кудрин говорил о возможности кризиса ещё в 2012 году, но это стоило ему места. Многие предполагали такой сценарий, но на волне тогдашней протестной активности власть должна была продемонстрировать населению, что единственный человек, который печётся об их интересах и готов не откладывать «в кубышку», а тратить на улучшение жизни людей и возрождение мощи страны, — это президент. Отсюда и появились майские указы — нужно было поднимать рейтинг, в том числе и за счёт щедрых обещаний. В тот момент была иллюзия, что денег много и станет ещё больше.
Фото ТАСС/ Олег Наумов