Вчерашние торги зафиксировали очередное резкое снижение курса российской национальной валюты. К концу дня за один американский доллар давали уже больше шестидесяти восьми рублей, а евро стоил семьдесят шесть с половиной. Сегодня даже прокремлевские финансовые эксперты и аналитики утратили оптимизм в отношении перспектив стабилизации отечественного финансового рынка. Не слышно уже и хвалебных гимнов в адрес нашего Центрального банка, чью «взвешенную» монитарную политику еще совсем недавно хвалил президент Путин. Действительно, несмотря на ухудшающуюся экономическую ситуацию и постоянно увеличивающийся отток капитала из страны, финансовому регулятору в течение нескольких месяцев удавалось поддерживать более или менее стабильный курс рубля.
Однако двухмесячное бесперебойное падение нефтяных котировок, которое, по мнению большинства наблюдателей, и привело к обрушению курса рубля, в очередной раз зафиксировало прямую зависимость российского валютного рынка от мировых цен на энергоносители и крайне ограниченные возможности ЦБ, дальнейшие шаги которого выглядят фактически безальтернативными – очевидно, что повышение ключевой учетной ставки не за горами. Однако, возможно, чисто рыночными мерами дело не ограничится. По некоторым данным, в самом ЦБ усиливаются голоса тех, кто утверждает, что без определенных мер по ужесточению валютного регулирования обойтись уже не удастся.
Надо понимать, что любое авторитарное государство, единственной функцией которого является сохранение власти в руках правящей верхушки любой ценой, крайне ограничено в своих возможностях по преодолению экономического кризиса. И борется оно не самим кризисом, а с его последствиями. Поэтому ответом на финансово-экономический кризис станет усиление роли государства (пользуясь терминологией Егора Гайдара, «социализация экономики»). Однако в любом случае главная ставка делается на пропаганду. Следовательно, нас ждет дальнейшее ужесточение внутренней политики на фоне эскалации внешних конфликтов. Это, в свою очередь, дает возможность замаскировать собственные просчеты в экономической политике, списать их на внешних и внутренних врагов, заставить население почувствовать себя внутри осажденной крепости. А, как известно, внутри осажденной крепости сытно не поешь. Да и до еды ли, когда на повестке дня главная актуальная задача – спасти страну от внешней экспансии, сохранить национальную идентичность? Ну, а те, кто усомнятся в адекватности вышеперечисленных целей и рецептов и предложат собственные сценарии преодоления беды, будут признаны врагами нации со всеми вытекающими последствиями.