Август в России традиционно считается месяцем непростым, и последняя неделя августа 2015г. более чем укладывается в сложившийся стереотип. Началась она с «черного понедельника». Девальвация китайского юаня, тотальные распродажи на китайском и американском фондовых рынках из-за ожидания повышения ставок в США обвалили цены на нефть. Баррель сорта Brent упал ниже 43 долларов, а американская легкая нефть – ниже 38. В России это закинуло курс доллара выше 70 рублей, а евро поднялся над 80. Накрепко привязанная к нефтяным ценам российская национальная валюта с начала прошлого года обесценилась в два с лишним раза.
События августа окончательно опровергли смелое весеннее заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что минувшей зимой дно кризиса было пройдено и во второй половине нынешнего года российская экономика начнет восстанавливаться. Короткий период относительной стабилизации на российских финансовых рынках сменился новыми потрясениями. И тот факт, что уже в четверг рубль и отечественные фондовые индексы полностью отыграли падение начала недели, не дает никаких гарантий того, что худшее осталось позади. Резкий рост нефтяных котировок в четверг был вызван неожиданно хорошими данными по ВВП США во втором квартале. Рост американской экономики превысил 3%, что дало надежду на восстановление спроса на энергоноситель со стороны американской промышленности. Однако эти же данные повышают вероятность того, что Федрезерв начнет серию повышения ставок уже на сентябрьском заседании. А это может еще больше снизить привлекательность сырьевых активов и развивающихся рынков.
Да и иранская нефть на рынок поступать еще не начала, так что «черный понедельник» может оказаться лишь первым испытанием на прочность российской экономики, а 40 долларов за баррель – вовсе не самой нижней точкой падения нефтяных цен. Последствия дальнейшего снижения нефтяных котировок будут весьма серьезными. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты считают, что при 22,5 долларах за баррель (это средняя цифра – консенсус-прогноз) финансовая система России просто перестанет существовать. Уже начиная с 30 долларов, руководство страны столкнется с политическими проблемами: снижение уровня жизни достигнет таких темпов, которые не смогут не влиять на рейтинг Путина.
Все это экстремальные шоковые сценарии, вероятность реализации которых сегодня достаточно велика, чтобы можно было сбрасывать их со счетов. Но даже в случае, если цены на нефть стабилизируются на нынешних уровнях и останутся ниже 50 долларов за баррель достаточно продолжительное время, хотя бы до конца года, российское правительство столкнется с серьезными проблемами с наполнением бюджета. А девальвация рубля выльется в новый виток инфляции, который ударит по всему населению и, прежде всего, по его самым незащищенным слоям. Властям в очередной раз придется искать «жертвенную корову» и сокращать госрасходы. А поскольку на военные расходы Минфину посягать никто не даст, страну ждут очередные «реформы» в социальной сфере, которые еще сильнее усугубят положение получателей социальной помощи.
Бессильная что-то изменить в экономике, путинская команда вынуждена будет решать свои политические проблемы политическими же способами. И громкие политические процессы – опробованный еще в 30-е годы прошлого века способ. И это уже не просто прогноз. Можно считать простым совпадением вторничный вердикт ростовского суда, приговорившего украинского режиссера Олега Сенцова и антифашиста Александра Кольченко к 20 и 10 годам колонии строгого режима соответственно. Однако даже если это совпадение, оно весьма красноречиво. При ухудшении экономической ситуации и дальнейшем падении уровня жизни в стране Путину потребуются «враги народа», «вредители» и «иностранные агенты», на которых можно будет переложить ответственность. Поэтому затягивание кризиса чревато началом волны более массовых политических процессов со все более жесткими приговорами.