Сторонники промышленной политики и «новой индустриализации», объединившиеся в рамках «Столыпинского клуба», подготовили проект проведения масштабных реформ, в результате которых они обещают разрешить все структурные проблемы российской экономики и создать условия для «экономического чуда»: ежегодного 10-процентного роста ВВП, ухода от сырьевой зависимости и модернизации реального сектора промышленности.
Компания в «Столыпинском клубе» собралась разношерстная, поэтому в докладе с незамысловатым названием «Экономика роста» нашлось место для совершенно разных подходов и концепций. Так, главный апологет планового хозяйства и валютного регулирования советник президента Сергей Глазьев «наследил» тут весьма серьезно. Именно его идея в том, чтобы печатать по полтора триллиона рублей в год в течение ближайших пяти лет и тратить их не на всякие глупости, вроде повышения пенсий или зарплат бюджетников, а на государственные инвестиции в реальное производство. В этом он вполне солидарен с выпавшим из правительства «певцом» государственных инвестиций Андреем Клепачем. Чтобы печатный станок не вызвал очередной волны паники на валютном рынке и всплеска инфляции предлагается ввести ограничения на операции с валютой, а также ввести налог на ее покупку.
При этом (еще один привет Клепачу сотоварищи) курс рубля предлагается держать «искусственно заниженным» на 10% в ближайшие годы. А вот ставки по кредитам (рублевым, понятное дело) не должны подниматься выше 4-5% годовых.
Внесли свой вклад и «рыночники-реалисты», вроде экс-либерала Антона Данилова-Данильяна или бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Их лепта – предложения по дерегулированию, судебной реформы и декриминализации бизнеса.
Кроме того, в докладе содержится проект масштабной налоговой реформы, предусматривающей, к примеру, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, возврат Единого социального налога, замененного страховыми взносами, отмену накопительной системы и стимулирование негосударственных пенсионных программ, повышение налогов на роскошь, офшоры и сырьевой сектор экономики, налоговые льготы и ускоренную амортизацию перерабатывающей промышленности. В общем и целом налоговая нагрузка на производство должна снижаться за счет повышения налогов на потребление и сырьевую ренту.
По большому счету, речь идет о мобилизационной модели. Просто цель этой мобилизации не перевооружение армии, а «реиндустриализация». Так что вместо лозунга «пушки вместо масла» «Столыпинский клуб» вполне мог бы повесить над дверью что-то вроде «прокатные станы вместо масла» или «догоним и перегоним Америку по производству айфонов и айподов».
«Столыпинцы» искренне надеются, что их доклад хотя бы какими-то частями войдет в долгосрочную стратегию развития российской экономики до 2030 года. Доклад после презентации будет передан в правительство, а его авторы претендуют на то, что клуб станет новой экспертной площадкой для обсуждения стратегии развития. Их надежды тем более удивительны, что реализация рецептов и предложений сторонников государственных инвестиций, девальвации, импортозамещения, раздувания бюджета в надежде на «скачки» и «прорывы» загнали российскую экономику в такой системный кризис, которого, пожалуй, не наблюдалось с конца 80-х. Сегодня они хотят большего, и это пугает.
Фото: Россия. Санкт-Петербург. 11.12.2014. Десятирублевые монеты, произведенные Санкт-Петербургским монетным двором "Гознака". Денис Вышинский/ТАСС