В минувший вторник эксперты Bank of America опубликовали исследование, в котором говорится о некоторых перспективах российской экономики и ее финансовой системы. Так, американские специалисты посчитали, что при средней цене нефти 25 долларов за баррель исполнение отечественного бюджета в бездефицитном формате возможно только в том случае, если доллар в нашей стране будет стоить 210 рублей. А трехпроцентный дефицит достигается при курсе 140 рублей за один доллар США. Здесь уместно напомнить, что российский бюджет на 2016 год сверстан из расчета на то, что нефть в текущем году будет стоить 50 долларов за баррель при курсе доллара в 63,3 рубля.
Экономисты Bank of America ограничились сухими расчетами, не комментируя и не объясняя, что будет происходить с российской экономикой и ее финансовой системой в случае, если их выкладки верны. Зато это сделали эксперты из агентства «Блумберг», которые полагают, что уже при цене в 90 рублей за доллар ЦБ России будет вынужден возобновить валютные интервенции и повысить учетную процентную ставку. По всей видимости, в агентстве считают, что дальнейшее ослабление курса национальной валюты крайне пагубно скажется на отечественной экономике, если они предрекают вмешательство ЦБ.
Из приведенных выше подсчетов явственно следует, что российская экономика оказалась в ситуации, когда хороших решений на ближайшую перспективу просто не существует. Либо мы сдерживаем девальвацию, расходуя быстро тающие резервы, и повышаем процентную ставку, тем самым убивая последние надежды на реанимирование российской экономики и оживление банковского сектора, либо отпускаем рубль в свободное плавание, что чревато вообще непредсказуемыми последствиями уже в социальной сфере. Что бы ни говорили наши экономические начальники об отсутствии интереса у большинства граждан России к курсу национальной валюты, но, если ежемесячный средний доход в долларовом эквиваленте окажется в районе ста долларов, вряд ли это вызовет прилив энтузиазма даже у тех людей, кто в повседневной жизни с американской валютой не сталкивается.
Фото: Россия. Москва. 18 января 2016. Электронное табло у пункта обмена валют. Валерий Шарифулин/ТАСС