Люди
20 января 2017 г.
Чистый журналист

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Я помню его совсем молодым: двадцать два года назад его, начинающего телеведущего, привели в кабинет начальника управления общественно-политической информации Администрации президента Белоруссии. Мы в 1994 году оба были романтиками, и мне казалось, что вот сейчас, после победы Лукашенко, в Белоруссти и начнется расцвет независимых медиа. И главную информационно-аналитическую программу страны должна была делать негосударственная телекомпания «ФіТ», в которой и работал Павел.

Павел не был журналистом – в том смысле, что он не заканчивал журфака. Он был профессиональным банковским аналитиком. Но он настолько естественно держался перед телекамерой и настолько непосредственно задавал любые вопросы, что самые высокопоставленные чиновники отвечали ему абсолютно откровенно.

Естественно, мы продержались недолго: я ушел в отставку через пять месяцев, а еще через пять закрыли и его программу «Проспект».

Потом мы встретились в «Белорусской деловой газете», владелец которой назначил его редактором. И здесь проявилось еще одно качество Павла Григорьевича: он умел просто писать о сложных вещах. Он умел объяснить, как на нашу жизнь влияют самые невероятные решения правительства и президента. И при нем «БДГ» стала главной оппозиционной газетой страны. Не потому, что Шеремета тянуло в политику – просто потому, что он честно писал о том, что происходило. А писать правду в те времена и значило – быть оппозиционером.

Потом его пригласили работать в корреспондентском пункте ОРТ. И эта часть его жизни проходила уже на глазах у российских телезрителей. Вплоть до ареста, знаменитого «освободительного» вояжа в Минск Бориса Березовского и Ксении Пономаревой, медвежьего рыка Ельцина: «Пусть он (Лукашенко) сначала Шеремета выпустит!» И когда выпустили, совсем уже надолго – работа в России и российское гражданство. Тут мне писать уже не о чем. Это вы сами можете мне рассказать. И о дружбе с Борисом Немцовым, и о работе в «Огоньке», и о его документальных фильмах.

Его ранняя седина не сочеталась с его улыбкой. Улыбка осталась та, прежняя, двадцатидвухлетнего мальчишки. А седина была человека, видевшего жизнь и знающего ей цену.

Эту цену он заплатил за право оставаться самим собой. Оставаться профессионалом.

В Белоруссии еще помнят лозунг «Шеремета в президенты, президента в Шереметы!» Рейтинг Павла тогда так зашкаливал, что, будь президентские выборы завтра, его и впрямь могли бы выбрать. Но он не собирался идти в политику. Он был азартен, он писал о политике, снимал фильмы о политике, но оставался при этом чистым журналистом.

Я понимаю, что употребляю словосочетание «чистая журналистика» в ситуации, когда наша профессия скомпрометирована, когда говорить о себе «Я – журналист!» с гордостью практически невозможно. Но Шеремет действительно гордился своей профессией. Он никогда не превращал свою работу в канал для трансляции компромата – но при этом каждый его собеседник твердо знал: все, им сказанное, может быть использовано в статье или передаче, если ты не предупредил Павла, что эта информация носит конфиденциальный характер. Он обещал не указывать источник – и держал слово. Это было понятно уже тогда, в 1994 году. Помню, как я знакомил его с нашим белорусским «нефтяным» вице-премьером Валерием Кокоревым:

— Этому журналисту можно верить.

С тех пор прошло много лет, а Павлу Григорьевичу Шеремету все равно можно было верить.

Вчера его убили.

Кто? Не знаю. Может быть, когда-нибудь узнаем.

А пока будем помнить его улыбку. Улыбку самого чистого журналиста, какого мне довелось знать.












  • Зоя Светова: Мы сможем узнать правду, если сама актриса Анастасия Слонина расскажет прессе, что именно произошло. 

  • РИА "Новости": Защите акциониста Петра Павленского пока ничего неизвестно о его эмиграции из России вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной, заявил РИА Новости адвокат Дмитрий Динзе.

  • Ирек Муртазин: Для художника-акциониста жизнь на чужбине равносильна смерти. Не будет же он прибивать мошонку гвоздями у ворот Елисейского дворца? 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Скандал с Павленским – провокация или уголовщина?
17 ЯНВАРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
16 января художник Петр Павленский, находящийся ныне во Франции, заявил, что они с женой намерены просить у этой страны политического убежища. Свое решение г-н Павленский объяснил провокацией, которую над ними учинили представители спецслужб при содействии одной из актрис столичного Театра.doс. Нет никаких сомнений в том, что в минувший понедельник эта новость стала чуть не самой обсуждаемой в русском сегменте Фейсбука. Что, прямо скажем, не удивительно – за последние четыре года Петр Павленский, благодаря своим художественным акциям, имеющим очевидный политический подтекст, приобрел чуть не всемирную известность.
Прямая речь
17 ЯНВАРЯ 2017
Зоя Светова: Мы сможем узнать правду, если сама актриса Анастасия Слонина расскажет прессе, что именно произошло. 
В СМИ
17 ЯНВАРЯ 2017
РИА "Новости": Защите акциониста Петра Павленского пока ничего неизвестно о его эмиграции из России вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной, заявил РИА Новости адвокат Дмитрий Динзе.
В блогах
17 ЯНВАРЯ 2017
Ирек Муртазин: Для художника-акциониста жизнь на чужбине равносильна смерти. Не будет же он прибивать мошонку гвоздями у ворот Елисейского дворца? 
Побивание камнями
4 ЯНВАРЯ 2017 // АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО
Кто только в последние дни не посчитал своим долгом лягнуть Виктора Шендеровича за его добрые слова о покойной Елизавете Глинке! В каких только грехах его не упрекали: от коллаборационизма (если выражаться мягко) до перехода на сторону агрессора в украинской и сирийской войнах… Ну, бывает, вот Антон Красовский, например, к некоторому изумлению либеральной публики, стал певцом нашей «благородной миссии» в Сирии. Но ведь Шендерович ни словом, ни полсловом от своих прежних позиций не отрекся, а либеральная общественность, кажется, готова загрызть человека насмерть.
Умер Владимир Надеин
12 ДЕКАБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ужасное горе. Ушел из жизни Владимир Дмитриевич Надеин, все последние годы — блистательный автор «Ежедневного журнала». Определение «блистательный» тут — вовсе не стандартное дежурное преувеличение (что называется, по случаю), а сухая констатация очевидного и, главное, общеизвестного факта. Про который все равно нельзя не сказать, потому что умение обращаться со словами, расставлять их внутри предложения таким образом, чтобы у читателя каждый раз захватывало дух от точности, емкости и изящества формулировки – главное жизненное умение Владимира Дмитриевича Надеина, которое с годами совершенно не ушло, а, кажется, даже наоборот — отполировалось и отточилось.
Прямая речь
12 ДЕКАБРЯ 2016
Михаил Бергер: Надеин — один из таких людей, перед которыми было стыдно поступить непрофессионально. Он задавал стандарты и выставлял планку. Это был человек с блестящим умом, энергичный, остроумный...
В СМИ
12 ДЕКАБРЯ 2016
"Ежедневный журнал": Случайно был взят в «Крокодил», однако семь лет спустя закономерно изгнан... Еще четверть века писал фельетоны для «Известий», не подозревая о том, что завершу службу собкором в Америке.
В блогах
12 ДЕКАБРЯ 2016
Victor Buravlev: Умер один из лучших журналистов страны, талантливый и обаятельный Владимир Надеин. Это очень большая утрата. Замечательно было жить с ним в одно время, читать его и общаться с ним.
Кастро умер. Да здравствует Кастро!
28 НОЯБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Реакция российского истеблишмента и прикормленной прессы на смерть Фиделя Кастро была предопределена словами президента Путина, которые он счел уместным произнести по этому печальному поводу: «Построенная им и его соратниками свободная и независимая Куба стала влиятельным членом международного сообщества и послужила вдохновляющим примером для многих стран и народов». Самое поразительное в этом высказывании вот что. Путин прекрасно знает: большинство людей в России отдают себе отчет в том, что Куба не была «свободной» ни дня за все многолетнее правление Кастро, не обладала каким бы то ни было влиянием на «международное сообщество»...