Люди
28 марта 2017 г.
Чистый журналист

Нажмите на картинку, для того, чтобы закрыть ее

Я помню его совсем молодым: двадцать два года назад его, начинающего телеведущего, привели в кабинет начальника управления общественно-политической информации Администрации президента Белоруссии. Мы в 1994 году оба были романтиками, и мне казалось, что вот сейчас, после победы Лукашенко, в Белоруссти и начнется расцвет независимых медиа. И главную информационно-аналитическую программу страны должна была делать негосударственная телекомпания «ФіТ», в которой и работал Павел.

Павел не был журналистом – в том смысле, что он не заканчивал журфака. Он был профессиональным банковским аналитиком. Но он настолько естественно держался перед телекамерой и настолько непосредственно задавал любые вопросы, что самые высокопоставленные чиновники отвечали ему абсолютно откровенно.

Естественно, мы продержались недолго: я ушел в отставку через пять месяцев, а еще через пять закрыли и его программу «Проспект».

Потом мы встретились в «Белорусской деловой газете», владелец которой назначил его редактором. И здесь проявилось еще одно качество Павла Григорьевича: он умел просто писать о сложных вещах. Он умел объяснить, как на нашу жизнь влияют самые невероятные решения правительства и президента. И при нем «БДГ» стала главной оппозиционной газетой страны. Не потому, что Шеремета тянуло в политику – просто потому, что он честно писал о том, что происходило. А писать правду в те времена и значило – быть оппозиционером.

Потом его пригласили работать в корреспондентском пункте ОРТ. И эта часть его жизни проходила уже на глазах у российских телезрителей. Вплоть до ареста, знаменитого «освободительного» вояжа в Минск Бориса Березовского и Ксении Пономаревой, медвежьего рыка Ельцина: «Пусть он (Лукашенко) сначала Шеремета выпустит!» И когда выпустили, совсем уже надолго – работа в России и российское гражданство. Тут мне писать уже не о чем. Это вы сами можете мне рассказать. И о дружбе с Борисом Немцовым, и о работе в «Огоньке», и о его документальных фильмах.

Его ранняя седина не сочеталась с его улыбкой. Улыбка осталась та, прежняя, двадцатидвухлетнего мальчишки. А седина была человека, видевшего жизнь и знающего ей цену.

Эту цену он заплатил за право оставаться самим собой. Оставаться профессионалом.

В Белоруссии еще помнят лозунг «Шеремета в президенты, президента в Шереметы!» Рейтинг Павла тогда так зашкаливал, что, будь президентские выборы завтра, его и впрямь могли бы выбрать. Но он не собирался идти в политику. Он был азартен, он писал о политике, снимал фильмы о политике, но оставался при этом чистым журналистом.

Я понимаю, что употребляю словосочетание «чистая журналистика» в ситуации, когда наша профессия скомпрометирована, когда говорить о себе «Я – журналист!» с гордостью практически невозможно. Но Шеремет действительно гордился своей профессией. Он никогда не превращал свою работу в канал для трансляции компромата – но при этом каждый его собеседник твердо знал: все, им сказанное, может быть использовано в статье или передаче, если ты не предупредил Павла, что эта информация носит конфиденциальный характер. Он обещал не указывать источник – и держал слово. Это было понятно уже тогда, в 1994 году. Помню, как я знакомил его с нашим белорусским «нефтяным» вице-премьером Валерием Кокоревым:

— Этому журналисту можно верить.

С тех пор прошло много лет, а Павлу Григорьевичу Шеремету все равно можно было верить.

Вчера его убили.

Кто? Не знаю. Может быть, когда-нибудь узнаем.

А пока будем помнить его улыбку. Улыбку самого чистого журналиста, какого мне довелось знать.












  • Николай Сванидзе: Такие люди нужны, потому что на их фоне власть выглядит умеренной и приемлемой.

  • Газета.ру: Киселев раскритиковал то, как Федоров использовал георгиевские ленты в своих целях, создав из них «гротескные знамена». Он также раскритиковал «якобы движение «Офицеры России»...

  • Michael Pojarsky: Грабить, убивать и сажать жителей России должны респектабельные господа в хороших европейских костюмах, с качественным западным образованием... А не ряженые "казаки"...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Киселев VS Федоров. Вши и гниды на одной голове
21 ФЕВРАЛЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В условиях стремительно сокращающейся ресурсной базы нервы сдают даже у самых стойких. Впрочем, умные люди когда еще предупреждали, что, как только с деньгами начнутся более или менее регулярные перебои, от былой сплоченности «команды Путина» не останется и следа. Тут еще что интересно — громкий скандал разразился не внутри одного подразделения кремлевской опричнины, а между различными ветвями путинской власти. Лидер и фронтмен отдела пропаганды сцепился с главарем уличной шпаны. Первыми начали федоровские хулиганы. Чуть не всю предыдущую неделю соколы из Национально-освободительно движения пикетировали информационное агентство «Россия сегодня».
Прямая речь
21 ФЕВРАЛЯ 2017
Николай Сванидзе: Такие люди нужны, потому что на их фоне власть выглядит умеренной и приемлемой.
В СМИ
21 ФЕВРАЛЯ 2017
Газета.ру: Киселев раскритиковал то, как Федоров использовал георгиевские ленты в своих целях, создав из них «гротескные знамена». Он также раскритиковал «якобы движение «Офицеры России»...
В блогах
21 ФЕВРАЛЯ 2017
Michael Pojarsky: Грабить, убивать и сажать жителей России должны респектабельные господа в хороших европейских костюмах, с качественным западным образованием... А не ряженые "казаки"...
Скандал с Павленским – провокация или уголовщина?
17 ЯНВАРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
16 января художник Петр Павленский, находящийся ныне во Франции, заявил, что они с женой намерены просить у этой страны политического убежища. Свое решение г-н Павленский объяснил провокацией, которую над ними учинили представители спецслужб при содействии одной из актрис столичного Театра.doс. Нет никаких сомнений в том, что в минувший понедельник эта новость стала чуть не самой обсуждаемой в русском сегменте Фейсбука. Что, прямо скажем, не удивительно – за последние четыре года Петр Павленский, благодаря своим художественным акциям, имеющим очевидный политический подтекст, приобрел чуть не всемирную известность.
Прямая речь
17 ЯНВАРЯ 2017
Зоя Светова: Мы сможем узнать правду, если сама актриса Анастасия Слонина расскажет прессе, что именно произошло. 
В СМИ
17 ЯНВАРЯ 2017
РИА "Новости": Защите акциониста Петра Павленского пока ничего неизвестно о его эмиграции из России вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной, заявил РИА Новости адвокат Дмитрий Динзе.
В блогах
17 ЯНВАРЯ 2017
Ирек Муртазин: Для художника-акциониста жизнь на чужбине равносильна смерти. Не будет же он прибивать мошонку гвоздями у ворот Елисейского дворца? 
Побивание камнями
4 ЯНВАРЯ 2017 // АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО
Кто только в последние дни не посчитал своим долгом лягнуть Виктора Шендеровича за его добрые слова о покойной Елизавете Глинке! В каких только грехах его не упрекали: от коллаборационизма (если выражаться мягко) до перехода на сторону агрессора в украинской и сирийской войнах… Ну, бывает, вот Антон Красовский, например, к некоторому изумлению либеральной публики, стал певцом нашей «благородной миссии» в Сирии. Но ведь Шендерович ни словом, ни полсловом от своих прежних позиций не отрекся, а либеральная общественность, кажется, готова загрызть человека насмерть.
Умер Владимир Надеин
12 ДЕКАБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ужасное горе. Ушел из жизни Владимир Дмитриевич Надеин, все последние годы — блистательный автор «Ежедневного журнала». Определение «блистательный» тут — вовсе не стандартное дежурное преувеличение (что называется, по случаю), а сухая констатация очевидного и, главное, общеизвестного факта. Про который все равно нельзя не сказать, потому что умение обращаться со словами, расставлять их внутри предложения таким образом, чтобы у читателя каждый раз захватывало дух от точности, емкости и изящества формулировки – главное жизненное умение Владимира Дмитриевича Надеина, которое с годами совершенно не ушло, а, кажется, даже наоборот — отполировалось и отточилось.