С людьми случается всякое. С обычными, как правило, в течение жизни. С теми, к кому прикован общественный интерес, порой и после смерти. Люди выдающиеся, неординарные, известные всегда под пристальным вниманием прессы. Нам про них важно знать все. В первую очередь, естественно, подноготную профессионального успеха. Успеху этому способствовали личные качества или счастливчику благоволила судьба? Еще всегда интересно понять, как публичный человек взаимодействует с миром. Что ему удалось от него взять и чем с ним поделиться. Вклад, конечно, самое важное. По нему, собственно, и оцениваем. Если человек много дал окружающим, его помнят не только родные и близкие.
На протяжении всей истории человечества люди без устали друг друга изучают, оценивают, сравнивают. Чужие судьбы, успехи и неудачи примеряют к себе, перенимают опыт. Нам друг про друга все очень интересно…
Геннадий Бурбулис пришел в политику, как и многие другие демократы, из организованного им дискуссионного клуба. Отличие было в том, что клуб находился в тогдашнем Свердловске, в котором главным героем был Борис Ельцин. И на правах земляка доцент философии Бурбулис вошел в ближний круг Ельцина, которому тогда нужен был политический менеджер без собственных больших амбиций (которые были тогда и у Юрия Афанасьева, и у Гавриила Попова).
Владимир Жириновский был политиком, который сочетал в себе качества публичного политического деятеля, в течение трех десятилетий эффективно использовавшего медийный ресурс, и партийного организатора, создавшего мощную электоральную машину. Она включала в себя и региональные структуры, и финансовое обеспечение благодаря выстроенным отношениям со спонсорами (при пунктуальном выполнении лидером партии своих обязательств перед ними, что в политике случается не всегда), и успешное взаимодействие с государственной властью (Жириновский, единственный из лидеров партии парламентской оппозиции, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»; первую степень он получил в прошлом году). Понятно, что адекватной замены в ЛДПР ему нет и быть не может.
В последние дни четверо граждан России возвысили свой голос против диктатуры. Речь актрисы Лии Ахеджаковой на вручении премии «Звезда театрала». Нобелевская лекция Дмитрия Муратова. Манифест режиссера Сокурова, брошенный в лицо Путину. Речь Дарьи Навальной перед депутатами Европарламента на вручении Премии имени Сахарова Алексею Навальному. Четыре очень разных человека. С разным жизненным опытом и разной жизненной историей. Находящиеся в очень разных жизненных обстоятельствах. Понимаю, что сравнивать их слова трудно и, наверное, не надо бы, но как не сравнивать, когда эти речи прозвучали подряд...
230 лет назад в США вступил в действие Билль о правах — десять поправок и дополнений к Конституции 1787, законодательно закрепивших основные гражданские права (свобода совести, слова и печати, собраний и ношения оружия). А в России сегодня 15 декабря — день памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. А еще в Страсбурге сегодня состоится церемония вручения премии Европарламента имени академика Андрея Сахарова. Эту главную правозащитную награду Европейского союза за свободу мысли должны были вручить Алексею Навальному, но вместо него премию получит его дочь Дарья, поскольку лауреат Навальный находится в тюрьме.