Люди
18 января 2017 г.
Лауреат № 113 — Боб Дилан
14 ОКТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Анатоль Франс, Бернард Шоу, Уильям Фолкнер, потом Хемингуэй, и вот теперь — Боб Дилан.

В промежутке были еще шестеро наших, в смысле русскоязычных: Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский и Алексиевич. В конце все равно — Боб Дилан.

Уже с Алексиевич был скандал — многие члены писательских союзов негодовали. Мол, это не писатель. Потому что какой же это писатель, если она просто разговаривает с людьми, а потом пересказывает их истории?  Писатель должен выдумывать и фантазировать, а она ничего не выдумывает и не фантазирует. Нет, не писатель.

Но Алексиевич — ладно, она хоть по формальным признакам — писатель, потому что книжки пишет и они продаются в книжных магазинах. А этот куда? Он ведь вообще — поёт!! И еще играет на гитаре, а раньше вообще на губной гармошке дудел.

«Какой русский не любит перечесть перед сном Боба Дилана», — тонко шутит журналист Илья Клишин. «Полностью понимаю Нобелевский комитет: читать книги тяжело», — соревнуется с ним в остроумии писатель Гари Штейнгарт.

Юрий Лоза суров как вологодский конвой и требует от Нобелевского комитета отвечать коротко, ясно, не отводя глаза в сторону. «Какой вклад в мировую культуру сделал Дилан, кроме американской?» — допрашивает Лоза проштрафившихся комитетчиков. И предлагает немедленно допросить все полтора миллиарда китайцев, признают они вклад Дилана в китайскую культуру или не признают. А пока идет допрос китайцев, Лоза выносит свой приговор: «Мне он (Дилан) всегда был неинтересен, поскольку мелодии у него никакие».

Боб Дилан — первый музыкант в длинном ряду писателей и поэтов, удостоенных литературного Нобеля. Члены Нобелевского комитета препарировали его творчество и отделили стихи от мелодий. «За создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции» — с такой формулировкой была присуждена музыканту эта высшая литературная премия.

Обвинения в субъективизме и пристрастности вечной тенью следуют за каждым решением Нобелевского комитета. Но если о современных достижениях естественных наук способны судить немногие, то в политике, экономике и литературе считают себя экспертами все. Депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Чижов уже заявил, что теория контрактов, за которую была вручена Нобелевская премия по экономике, это не та проблематика, за которую надо вручать такую награду. Депутату, конечно, виднее, поскольку он более 10 лет везде назывался кандидатом экономических наук, а как только его диссертацией заинтересовался «Диссернет», сей научный труд как-то рассосался, а сам депутат Чижов тут же заявил, что никакой степени у него нет и сроду не было.

Вернемся к литературе и Бобу Дилану. Литература как вид искусства, использующий в качестве материала языковые конструкции, возникла несколько тысячелетий назад. Эпосу о Гильгамеше, например, без малого 40 столетий. А то, что считается главным жанром литературы сегодня, то есть роман, написанный прозой, возникло сравнительно недавно — в XIII веке. Полагаю, то, что песня в современном мире влияет на умы и чувства больше, чем роман, не будут оспаривать даже депутаты Госдумы. Хотя за всех не поручусь.

Насчет влияния творчества Боба Дилана за пределами США. В 1997 году Боб Дилан был приглашен в Ватикан на Международный конгресс католической церкви, где исполнил три свои песни. Папа Иоанн Павел Второй, выступая после Дилана перед толпой из трехсот тысяч итальянских католиков, показал хорошее знание творчества Дилана и сослался в своем обращении на ту песню, которую Дилан не исполнял, а именно, хит 1962 года «В дуновении ветра», который понтифик назвал гимном всех молодых людей 60-х годов, ищущих смысл жизни.

«Blowin’ in the Wind» и другие политические песни Дилана на несколько десятилетий стали гимнами протеста и солидарности перед лицом несправедливости, будь то война, неравенство или несвобода. И эти гимны звучали точно не в одной Америке.

Простые слова о свободе, о небесах, на которые надо иногда смотреть, а скалах, которые никак не хотят обрушиться в море. Рассказ о черном боксере, которого посадили в тюрьму за убийство, им не совершенное. Слова ненависти, обращенные к «мастерам войны», которые лгут людям, что мировую войну можно выиграть. И снова про войну, о том, что будет после Бомбы, в песне, которая называется «Дождь из тяжелой воды». Многие свои песни, особенно ранние, особенно политические, Дилан даже не поет, а скорее говорит напевно под музыку, и текст в них, наверное, важнее мелодии.

За последние четыре тысячелетия с момента зарождения литературы мир изменился, и литература изменилась вместе с ним. Наверняка в мире есть несколько романистов, присуждение которым Нобелевской премии было бы воспринято не столь бурно. Например, поклонники Мураками давно ждут, когда его, наконец, признают лучшим. И было бы справедливо, наверное, если бы признали. И вряд ли было бы столько протестов. Но то, что поэзия Дилана вошла в резонанс с сердцами и умами десятков, а пожалуй, что и сотен миллионов людей планеты, означает, что шведские академики приняли верное решение.

А тем, кто всегда обижается, что наших опять обошли, можно напомнить две вещи. Первое. Боб Дилан, он ведь тоже наш. В том смысле, что его предки и по маме, и по папе — российские евреи, которые сбежали из Российской империи от погромов в начале прошлого века. То есть тем, кто обижается, надо просто понять, что когда ты устраиваешь погромы, то всегда уезжают лучшие. Просто потому, что погромщики лучшими не бывают.

И второе. Да, в мире явно доминирует английский язык и американская культура. Заменить это на доминирование русского языка и русской культуры очень просто. Надо увеличить экономику России в 20 раз. Начать производить кроме танков еще и то, что люди во всем мире будут хотеть носить, есть, смотреть и слушать. Делать мировые открытия не только в узкой сфере убийств ближних, а по всему периметру сферы познания. А главное, стать самой свободной в мире страной, в которую начнут стремиться ученые и писатели, программисты и художники. И тогда наверняка в России появятся свои нобелевские лауреаты в самых разных номинациях. А пока мы ничего из перечисленного выше не сделали, надо не обижаться, а просто поздравить Боба Дилана с заслуженной наградой.

 
Фото:  Olivier Douliery/FA Bobo/PIXSELL/PA Images












  • Зоя Светова: Мы сможем узнать правду, если сама актриса Анастасия Слонина расскажет прессе, что именно произошло. 

  • РИА "Новости": Защите акциониста Петра Павленского пока ничего неизвестно о его эмиграции из России вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной, заявил РИА Новости адвокат Дмитрий Динзе.

  • Ирек Муртазин: Для художника-акциониста жизнь на чужбине равносильна смерти. Не будет же он прибивать мошонку гвоздями у ворот Елисейского дворца? 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Скандал с Павленским – провокация или уголовщина?
17 ЯНВАРЯ 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
16 января художник Петр Павленский, находящийся ныне во Франции, заявил, что они с женой намерены просить у этой страны политического убежища. Свое решение г-н Павленский объяснил провокацией, которую над ними учинили представители спецслужб при содействии одной из актрис столичного Театра.doс. Нет никаких сомнений в том, что в минувший понедельник эта новость стала чуть не самой обсуждаемой в русском сегменте Фейсбука. Что, прямо скажем, не удивительно – за последние четыре года Петр Павленский, благодаря своим художественным акциям, имеющим очевидный политический подтекст, приобрел чуть не всемирную известность.
Прямая речь
17 ЯНВАРЯ 2017
Зоя Светова: Мы сможем узнать правду, если сама актриса Анастасия Слонина расскажет прессе, что именно произошло. 
В СМИ
17 ЯНВАРЯ 2017
РИА "Новости": Защите акциониста Петра Павленского пока ничего неизвестно о его эмиграции из России вместе с гражданской женой Оксаной Шалыгиной, заявил РИА Новости адвокат Дмитрий Динзе.
В блогах
17 ЯНВАРЯ 2017
Ирек Муртазин: Для художника-акциониста жизнь на чужбине равносильна смерти. Не будет же он прибивать мошонку гвоздями у ворот Елисейского дворца? 
Побивание камнями
4 ЯНВАРЯ 2017 // АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО
Кто только в последние дни не посчитал своим долгом лягнуть Виктора Шендеровича за его добрые слова о покойной Елизавете Глинке! В каких только грехах его не упрекали: от коллаборационизма (если выражаться мягко) до перехода на сторону агрессора в украинской и сирийской войнах… Ну, бывает, вот Антон Красовский, например, к некоторому изумлению либеральной публики, стал певцом нашей «благородной миссии» в Сирии. Но ведь Шендерович ни словом, ни полсловом от своих прежних позиций не отрекся, а либеральная общественность, кажется, готова загрызть человека насмерть.
Умер Владимир Надеин
12 ДЕКАБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Ужасное горе. Ушел из жизни Владимир Дмитриевич Надеин, все последние годы — блистательный автор «Ежедневного журнала». Определение «блистательный» тут — вовсе не стандартное дежурное преувеличение (что называется, по случаю), а сухая констатация очевидного и, главное, общеизвестного факта. Про который все равно нельзя не сказать, потому что умение обращаться со словами, расставлять их внутри предложения таким образом, чтобы у читателя каждый раз захватывало дух от точности, емкости и изящества формулировки – главное жизненное умение Владимира Дмитриевича Надеина, которое с годами совершенно не ушло, а, кажется, даже наоборот — отполировалось и отточилось.
Прямая речь
12 ДЕКАБРЯ 2016
Михаил Бергер: Надеин — один из таких людей, перед которыми было стыдно поступить непрофессионально. Он задавал стандарты и выставлял планку. Это был человек с блестящим умом, энергичный, остроумный...
В СМИ
12 ДЕКАБРЯ 2016
"Ежедневный журнал": Случайно был взят в «Крокодил», однако семь лет спустя закономерно изгнан... Еще четверть века писал фельетоны для «Известий», не подозревая о том, что завершу службу собкором в Америке.
В блогах
12 ДЕКАБРЯ 2016
Victor Buravlev: Умер один из лучших журналистов страны, талантливый и обаятельный Владимир Надеин. Это очень большая утрата. Замечательно было жить с ним в одно время, читать его и общаться с ним.
Кастро умер. Да здравствует Кастро!
28 НОЯБРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Реакция российского истеблишмента и прикормленной прессы на смерть Фиделя Кастро была предопределена словами президента Путина, которые он счел уместным произнести по этому печальному поводу: «Построенная им и его соратниками свободная и независимая Куба стала влиятельным членом международного сообщества и послужила вдохновляющим примером для многих стран и народов». Самое поразительное в этом высказывании вот что. Путин прекрасно знает: большинство людей в России отдают себе отчет в том, что Куба не была «свободной» ни дня за все многолетнее правление Кастро, не обладала каким бы то ни было влиянием на «международное сообщество»...