«Коми — в Коми!». Но Америка не Россия
В выборы президента США, до которых осталось чуть больше недели («первый вторник после первого понедельника»), вернулась интрига. Вернее — ее вернули. 28 октября директор ФБР Джеймс Коми уведомил Конгресс, что, поскольку в деле об использовании Хиллари Клинтон личного почтового сервера вместо правительственной почты в годы, когда она была госсекретарем США, появились новые обстоятельства (а именно, очередные письма), он не исключает возобновления официального расследования в отношении кандидата в президенты от Демократической партии.
В первые же дни после демарша подтвердилось то, что мы про американский народ уже знали: он крайне негативно и нервно относится к раздолбайству собственных чиновников. Особенно когда речь идет о сохранении государственной тайны. Разрыв между двумя кандидатами сократился со скоростью, которой мы не наблюдали на протяжении всей кампании. Комфортные двенадцать процентов, на которые Клинтон опережала Трампа, за два дня скукожились до инфарктных двух процентов. Нет никаких сомнений в том, что сам республиканский кандидат такого подарка от одного из представителей нынешней администрации точно не ждал. Его риторику последней недели можно охарактеризовать как предпораженческую — описание будущих нарушений на выборах, вплоть до откровенных подтасовок, занимало в выступлениях Трампа все больше места. И тут его вернули в игру!
Сказать, что вся демократическая общественность США во главе с Хиллари Клинтон возмущена и негодует, — ничего не сказать. Так, лидер демократов в Сенате Гарри Рид в весьма жесткой форме потребовал от главы ФБР немедленно обнародовать всю известную его ведомству информацию о «связях Трампа с правительственными кругами России» и прямо упрекнул Коми в применении «двойных стандартов при обработке конфиденциальной информации», в желании «подыграть одной стороне». Что же касается самой г-жи Клинтон, то она «демарш» Коми назвала «вопиющим». «Довольно странно заявлять что-то подобное, давая очень мало информации, прямо перед выборами, — негодует Хиллари Клинтон. — На самом деле это не просто странно, это беспрецедентно и вызывает глубокую тревогу».
Действительно, подобное заявление главы ФБР накануне выборов озадачивает: трудно себе представить, что руководитель такого уровня столь наивен, что не предвидел последствий своих откровений. Но сегодня уже интереснее другое. А именно: сможет ли Хиллари Клинтон быстро оправиться от тяжелейшего удара и хотя бы отчасти восстановить рейтинговое преимущество перед своим соперником в борьбе за Белый дом? Что же касается Дональда Трампа, то предстоящие дни покажут, насколько быстро он умеет перестраиваться в неожиданных обстоятельствах. У Трампа вновь появились шансы. Сможет ли он ими воспользоваться — другой вопрос.
На риторику российского внешнеполитического ведомства изменение ситуации в предвыборной гонке в США никак не повлияли. Наши официальные лица продолжают палить по администрации Обамы из всех дипломатических стволов.
Фото: AP/TASS