Уже многие комментаторы отметили, что в заявлении Алексея Навального о готовности побороться за главный пост страны ничего неожиданного нет. Этот шанс ему, что называется, предоставила сама жизнь в лице ЕСПЧ. И, тем не менее, выдвижение оппозиционного политика в ряд соискателей президентского поста, случившееся на уходящей неделе, на мой взгляд – важнейшее событие. Оно заметно меняет отечественный политический ландшафт. Это как если бы вы однажды теплым летним утром вышли на крыльцо своего подмосковного дома и вдруг увидели, что прямо посреди лужайки за ночь вымахал здоровенный кактус. Вот, собственно, с этим «гостем солнечных пампасов» нам и предстоит разбираться. Зачем вырос? На что намекает? Иголки всамделишные, колются или из папье-маше? Стоит ли его полить или лучше сразу выкопать от греха и снести на помойку?
Что на поверхности. Алексей Навальный совершил крайне рискованный поступок. Потому что сценарий, по которому Кремль все же не пустит его конкурировать с Владимиром Путиным на предстоящих президентских выборах, не просто реальный, а, как мне кажется, наиболее вероятный. Мы же знаем, что опыт мэрской кампании трехлетней давности признан крайне неудачным – мало того, что Навальный со своими кубами поставил на уши всю Москву, так он еще и заставил власти в последний момент все же тырить голоса избирателей, чего в тот раз они всеми силами пытались избежать. Другими словами, володинская игра в честные выборы с сильным спаринг-партнером никакого энтузиазма в Кремле не вызвала. К тому же не будем забывать, что в 2013 году Навальный противостоял путинскому выдвиженцу, а в 2018-м ему предстоит биться уже с самим Путиным. Причем, поле этой битвы расширяется до размеров всей страны. Нужен ли Кремлю такой, извините, геморрой? Ну, на этот вопрос мы с вами еще попробуем ответить, а пока давайте представим себе, что суд в Кирове закончился приговором идентичным тому, что был вынесен три года назад. То есть Алексей Навальный остается пораженным в пассивном избирательном праве и ни в каких выборах, соответственно, принять участие не сможет. И что происходит дальше? А дальше есть два варианта развития событий. Либо сотни тысяч людей выходят на улицы с требованием оставить Навального в списке соискателей высокого поста, либо Алексей Анатольевич приносит извинения за доставленные хлопоты и пустые надежды, возвращает уже собранные деньги (или оставляет их на кампанию 2024 года) и анонсирует очередные расследования коррупционной активности высших должностных лиц… Если события начнут развиваться по второму сценарию, следующее выдвижение Алексея Навального на президентский пост представляется мне крайне маловероятным. Такой мощный и многообещающий заход на цель, закончившийся пшиком, избиратели не забудут. Мы же на данном этапе не ждем от Навального никаких побед. Однако мы ждем от него, что называется, «движухи». Первые дни избирательной кампании показали, что пока Навальный не про «движуху», пока перед нами предстает новый респектабельный молодой политик с приятными чертами лица, спокойно и взвешенно рассуждающий о гарантиях неприкосновенности действующему президенту и о честном референдуме в Крыму. То есть Алексей Навальный ведет себя так, как будто твердо уверен – на данном этапе его с пробега не снимут и запас времени впереди позволяет ситуацию пока не раскачивать, а наращивать темп в спокойном режиме. Ну, поглядим…
Переходим к другому сюжету. Итак, давайте представим себе, что Кремль решил оставить Навального в игре. Возможно, новый куратор нашей внутренней политики Сергей Кириенко убедил Путина в том, что в данном случае все риски оправданы. Что в условиях разворачивающегося экономического кризиса вопрос о реальной легитимности главы государства становится действительно актуальным. А поскольку реальная легитимность добывается в схватке с реальным противником, то без Навального никак не обойтись. Ни думские клоуны, ни Григорий Явлинский на эту роль очевидным образом не подойдут. А Навальному, дескать, особо разгуляться не дадим, будем держать его на коротком поводке с удавкой на шее. Чуть лишнее вякнул – сразу придушили…
Собственно говоря, сегодня большой массив критики в адрес Алексея Навального, доносящийся из либерального лагеря, связан как раз с опасениями именно такого рода – мол, Алексею уготована роль статиста, за флажки ему выйти все равно не дадут, а его выдвижение послужит исключительно укреплению позиций Владимира Путина. Я очень хочу надеяться, что те, кто высказывают подобного рода предположения, заблуждаются.
У Алексея Навального нет никаких шансов даже не то, что победить, а просто набрать пару десятков процентов голосов избирателей в традиционной привычной избирательной кампании. Против него на всю катушку будет работать административный ресурс и все, какое есть в стране телевидение. Поэтому ему необходимо будет сконцентрироваться исключительно на крупных городах и вести кампанию с прицелом на то, что его избирателю мало будет просто в день голосования прийти на избирательные участки. Навальный за оставшееся время должен заручиться значительным числом сторонников, готовых на улице защищать…нет, нет… не Навального – свой выбор. А повод выйти, конечно, будет, потому что в столице, скажем, побороться за первое место вполне реально, но власть же не допустит, чтобы Путин в Москве проиграл Навальному. Так что голоса воровать им все равно придется…
А если выстраивать предвыборную стратегию, изначально заточенную на раскачивание ситуации и радикализацию сторонников, то и традиционная программа не нужна вовсе. Тем, кто будет серьезно рисковать, не нужно знать, что Навальный собирается делать в сфере ЖКХ или сельского хозяйства. Им важно понимать, как он собирается отстраивать руинированную политическую систему, восстанавливать институты, как поступит с Думой, в какой момент и в каком объеме будут запущены люстрационные механизмы, как вообще будет обстоять дело с ревизией предыдущего царствования? Ну, про гарантии нынешнему правителю мы уже услышали, а что с остальными? Параметры переходного периода должны стать предметом широкого обсуждения в оппозиционной среде и поддержаны демократической коалицией, которую самому Навальному и предстоит собрать…
Алексей Навальный в 2018 году ни при каких обстоятельствах не сможет стать всенародно избранным президентом. В стране, в которой уничтожены выборы как инструмент смены власти, а население атомизировано и дезорганизовано до такой степени, что вряд ли может претендовать на роль народа, такой возможности нет, в принципе. Но заручиться поддержкой нескольких миллионов человек и тем самым проложить путь для будущих преобразований вполне реально. И это было бы уже огромной победой!
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС