Что делать?
28 января 2020 г.
Перенять опыт эффективной исполнительной власти
9 ЯНВАРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.

Исходные посылки

В современной глобальной экономике успех наций, конкурентоспособность стран определяется эффективностью общественных институтов (законов, правил, обычаев, неформальных практик и установок, стимулов, ограничений и наказаний). Именно институты определяют эффективность как рыночного, так и государственного регулирования. Корень проблем развития — в плохих институтах. Привычные, но неэффективные тормозят развитие, непривычные, но эффективные его ускоряют.

Прежде всего перед исследователями встает вопрос о критериях качества институтов: что значит плохие или хорошие, эффективные или неэффективные? Институт (например, прописанное в законе право чиновников принимать решение по своему усмотрению) может быть хорошим, т.е. выгодным для узкой социальной группы получателей административной ренты, и плохим — для податного сословия. Предлагается, в соответствии с демократической системой ценностей, исходить из долгосрочных интересов самых широких слоев населения. Они вполне корректно описываются Индексом человеческого развития (ИЧР), который базируется на трех показателях:

• средняя продолжительность жизни;

• ВВП на душу населения;

• уровень образования населения.

Сравнение стран по ИЧР, а также анализ влияния на ИЧР тех или иных институтов (там, где имеется необходимая информация) в принципе позволяет сделать выводы о качестве институтов. В ряде случаях качество институтов может быть оценено по другим объективным показателям.

В нашем исследовании предлагается из всей совокупности общественных институтов выделить для исследования институты исполнительной власти, т.е. институты, определяющие функционирование бюрократии и, как следствие, качество государственного управления.

Предлагаемые направления исследования опыта развитых стран

Каков порядок формирования органов исполнительной власти? Имеется ли в стране независимый институт отбора на госслужбу, наподобие британских комиссий по госслужбе?

Какова роль политической конкуренции при формировании органов исполнительной власти и контроле за их работой? Насколько эффективен парламентский контроль за органами исполнительной власти?

Как организован отбор кандидатов на госслужбу? Обязательны ли квалификационные экзамены, дипломы, степени? Как проводится последующая аттестация?

Как устанавливаются конкретные квалификационные требования к госслужащим на основе компетентностного подхода и в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций?

Как работает система повышения квалификации и непрерывного образования госслужащих?

Какие меры применяются для предотвращения отбора кандидатов на госслужбу по критерию личной преданности, лояльности, принадлежности к определенному чиновников?

Как для отбора кандидатов на госслужбу используется потенциал экспертного сообщества, кадровых агентств, НКО?

Используется ли при формировании структур органов исполнительной власти и мотивировании госслужащих опыт частных корпораций?

Как формируется должная система ценностей у госслужащих? Есть ли обязательные стандарты поведения чиновников?

Каковы методы формирования у госслужащих должной мотивации, в том числе:

- через штрафы, возмещение убытков по регрессным искам, дисквалификацию, досрочное прекращение должностных обязанностей, снижение шансов при конкурсе на повышение;

- через премиальную систему и ускорение социального лифта.

Применяется ли ограничение срока службы чиновника в должности (связанное либо с повышением в должности, либо с освобождением от должности и переходом на другую работу)?

Какими нормами и практикой обеспечивается реальная открытость информации о работе органов исполнительной власти?

Какими мерами обеспечивается минимизация коррупциогенных норм и правил, по которым обязаны работать госслужащие?

Каковы критерии и порядок оценки работы органов исполнительной власти и их подразделений, органов местного самоуправления, а также госпредприятий и госкорпораций? Кто и как проводит эту оценку?

На каких принципах основан финансовый контроль за работой органов исполнительной власти и МСУ? Кому реально подчинены Счетные палаты?

Привлекаются ли граждане и НКО к обсуждению планов и проектов органов исполнительной власти?

Имеют ли граждане право, возможность и стимулы оспаривать в судебном порядке противоправные решения органов исполнительной власти или решения, нарушающие общественные интересы, интересы неопределенного круга лиц?

Имеют ли граждане право на частное обвинение госслужащих, совершивших уголовное преступление, например, осуществивших «распил» бюджетных средств?

Есть ли в стране Административные суды (как ветвь судебной власти), предназначенные специально для раз решения конфликтов с органами власти? Достаточна ли квалификация их судей для принятия решений, отменяющих решения органов исполнительной власти?

Используются ли для подготовки кадров госслужащих государственно-частные и муниципально-частные партнёрства с участием НКО?

Какие методы (дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр и др.) используются при непрерывном образовании госслужащих?

* * *

Кто и как сможет участвовать в этом исследовании? Граждане, различающиеся по своим политическим воззрениям, обеспокоенные нынешней ситуацией в России и понимающие, что придет время перемен. Каких? Насколько учитывающих опыт развитых стран? Нам всем будут полезны переводные статьи об этом опыте. Присылайте их на e-mail «korz1organ@gmail.com. Премия лучшим переводным аналитическим статьям — гарантирована!

Фото: Россия. Санкт-Петербург. Милиционер и пикетчик с плакатом "Поставим власть под контроль народа" во время акции протеста на Пионерской площади. Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Капиталистическая революция. Часть 1
28 ЯНВАРЯ 2020 // ГЕННАДИЙ ПОГОЖАЕВ
Бергер П. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. М.: Прогресс — Универс, 1994. Дайджест. Составлен путём последовательного цитирования наиболее важных мест произведения. Предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях.Цель этой книги состоит в том, чтобы обрисовать контуры теории, касающейся взаимосвязи капитализма и общества в современном мире. Автор надеется, что его предложения будут подвергнуты изучению и сомнению, частично или в целом, и что любые выводы, подобно критикуемым предположениям, будут опираться на факты.
Где лежит дорога к правовому государству? Часть 1
26 ЯНВАРЯ 2020 // ПЕТР ФИЛИППОВ, СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Если опросить россиян, то многие скажут, что желали бы жить в условиях безопасности, справедливости. Но в кругу близких выскажут сожаление, что не были членами кооператива «Озеро». Имели бы миллионы долларов и жили в роскоши. Эта противоречивость желаний связана с нашей культурой. Именно ее черты позволяют объяснить, почему нам до сих пор не удается построить правовое государство, обеспечить верховенство права и справедливый суд.
Конкуренция — залог развития
23 ЯНВАРЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Чем спорт отличается от физкультуры? Конкуренцией. Именно она толкает спортсменов на новые рекорды. Тогда почему же молодые люди левых убеждений ратуют за государственную собственность, несовместимую с конкуренцией? Их не убедили сто лет нашей истории? Поможет ли нам возрождение уравниловки, присущей крестьянской общине? Или новая попытка реализовать утопию Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина, декларирующая преимущество бюрократического регулирования перед рыночной конкуренцией? Давайте это обсудим.    
Почему зарплаты наши низкие
17 ЯНВАРЯ 2020 // СЕРГЕЙ МАГАРИЛ
Политику нашего правящего класса по отношению к простым гражданам лучше всего характеризует такой показатель, как доля заработной платы в производимом товаре: в Японии — это 72%; в США — 70%;  в Европе — 68%;  в России — лишь 35%[1]. Даже вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая перед работниками Воронежского механического завода (производит двигатели для ракеты «Протон-М»), вынужден был признать: «Если эти люди получают 12-15 тысяч рублей в месяц, ждите беды. Диверсанты — те, кто не платит этим рабочим»[2].
Приживется ли частная собственность в России?
2 ЯНВАРЯ 2020 // ИГОРЬ Г. ЯКОВЕНКО
Один из фундаментальных вопросов, который стоит перед российским обществом и от которого нельзя отвертеться – это вопрос о праве священной частной собственности.  До начала 90-х права частной собственности, провозглашенного законом и признанного обществом, в России не было. Но и сегодня это право (прежде всего право на бизнес) не укоренено в сознании россиян, а при его реализации гражданином не вызывает уважения со стороны сограждан. 
Как отбирают кандидатов в судьи
19 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Приговоры обвиняемым по «московскому делу» привлекли внимание наших сограждан к плачевному состоянию российской судебной системы. По опросам социологов уровень доверия россиян к нашему суду крайне низок. Его характеризует укоренившееся словосочетание «басманный суд». Граждане знают о послушности судей указаниям председателей судов, губернаторов и Администрации президента. Знают они и о страшном уровне коррупции в судах. Понимают, что даже в хозяйственных спорах, если они намерены выиграть дело, надо судью материально стимулировать. Обычно через «решал», т.е. особого рода «адвокатов». Закон в России «что дышло, как повернул, так и вышло».
Одни народы раскрывают тайны цивилизации, а русские врут на каждом шагу
17 ДЕКАБРЯ 2019 // АНДРЕЙ ЗУБОВ
Теперь спорт. За ложь в российской антидопинговой ассоциации русский спорт отстранили от участия в международных соревнованиях на четыре года. До этого была ложь в политике — «их-там-нет», «мы-не-сбивали», «мы-не-вмешивались-в-выборы» и т.д. Была постоянная ложь собственным гражданам и о пенсионном возрасте, и об уровне жизни. Было постоянное сокрытие сверхвеликих доходов, была ложь судей, выносящих абсурдные приговоры по болотному и московскому делам, была ложь свидетельских показаний. Море лжи, в котором, кажется, не видно ни одного островка правды.
Полиция и суд - зеркало наших нравов
16 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Мораль типичного полицейского в  любом государстве  зависит от нравственных норм большинства граждан. В обществах, где люди предпочитают разбираться между собой внесудебными, внеправовыми средствами, и полицейские предпочитают следовать этой традиции. Там в полицию без серьезных связей в органах власти, без взяток обращаться  не только бесполезно, но и опасно.
Инструменты гражданского влияния на власть
6 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Дискуссии на форуме ОГФ-2019 оставили хорошее впечатление. Но удивительно, что, говоря о гражданских правах, выступающие не конкретизировали их. Между тем, мировой опыт говорит, что, как минимум, должны быть обеспечены: - доступ к информации органов власти, - право гражданина подать иск в защиту интересов группы или неопределенного круга лиц, - право граждан на частное обвинение, в том числе госслужащих, нарушивших закон. Поговорим об этом подробнее.
Свобода. Выборы. Общее дело
5 ДЕКАБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
Продолжаем публикацию наиболее интересных материалов Общероссийского гражданского форума, прошедшего 30 ноября 2019 года. Многолетние требования к власти создать условия для проведения честных выборов показали свою неэффективность. Ситуацию могут исправить только коллективные действия гражданского общества: общественных объединений, профессиональных и активистских групп, вне зависимости от сфер деятельности.