Что делать?
22 сентября 2019 г.
Перенять опыт эффективной исполнительной власти
9 ЯНВАРЯ 2018, ПЕТР ФИЛИППОВ

ТАСС

Исполнительная власть — это та ветвь власти в демократических странах, с которой чаще всего имеют дело граждане. В России сегодня это единственная реальная власть. Этим объясняется важность повышения качества ее работы. Предстоит понять, что с учетом мирового опыта можно сделать, чтобы перейти от коррумпированной и малоквалифицированной российской бюрократии к бюрократии образованной, честной и ответственной, служащей своему народу, способной эффективно управлять страной, регионами, городами и поселениями? Даже если реформа госслужбы не представляется сегодня возможной по политическим причинам, надо понимать ее возможные варианты, их трудности и последствия. Придет время, и результаты такого исследования будут востребованы в России.

Исходные посылки

В современной глобальной экономике успех наций, конкурентоспособность стран определяется эффективностью общественных институтов (законов, правил, обычаев, неформальных практик и установок, стимулов, ограничений и наказаний). Именно институты определяют эффективность как рыночного, так и государственного регулирования. Корень проблем развития — в плохих институтах. Привычные, но неэффективные тормозят развитие, непривычные, но эффективные его ускоряют.

Прежде всего перед исследователями встает вопрос о критериях качества институтов: что значит плохие или хорошие, эффективные или неэффективные? Институт (например, прописанное в законе право чиновников принимать решение по своему усмотрению) может быть хорошим, т.е. выгодным для узкой социальной группы получателей административной ренты, и плохим — для податного сословия. Предлагается, в соответствии с демократической системой ценностей, исходить из долгосрочных интересов самых широких слоев населения. Они вполне корректно описываются Индексом человеческого развития (ИЧР), который базируется на трех показателях:

• средняя продолжительность жизни;

• ВВП на душу населения;

• уровень образования населения.

Сравнение стран по ИЧР, а также анализ влияния на ИЧР тех или иных институтов (там, где имеется необходимая информация) в принципе позволяет сделать выводы о качестве институтов. В ряде случаях качество институтов может быть оценено по другим объективным показателям.

В нашем исследовании предлагается из всей совокупности общественных институтов выделить для исследования институты исполнительной власти, т.е. институты, определяющие функционирование бюрократии и, как следствие, качество государственного управления.

Предлагаемые направления исследования опыта развитых стран

Каков порядок формирования органов исполнительной власти? Имеется ли в стране независимый институт отбора на госслужбу, наподобие британских комиссий по госслужбе?

Какова роль политической конкуренции при формировании органов исполнительной власти и контроле за их работой? Насколько эффективен парламентский контроль за органами исполнительной власти?

Как организован отбор кандидатов на госслужбу? Обязательны ли квалификационные экзамены, дипломы, степени? Как проводится последующая аттестация?

Как устанавливаются конкретные квалификационные требования к госслужащим на основе компетентностного подхода и в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций?

Как работает система повышения квалификации и непрерывного образования госслужащих?

Какие меры применяются для предотвращения отбора кандидатов на госслужбу по критерию личной преданности, лояльности, принадлежности к определенному чиновников?

Как для отбора кандидатов на госслужбу используется потенциал экспертного сообщества, кадровых агентств, НКО?

Используется ли при формировании структур органов исполнительной власти и мотивировании госслужащих опыт частных корпораций?

Как формируется должная система ценностей у госслужащих? Есть ли обязательные стандарты поведения чиновников?

Каковы методы формирования у госслужащих должной мотивации, в том числе:

- через штрафы, возмещение убытков по регрессным искам, дисквалификацию, досрочное прекращение должностных обязанностей, снижение шансов при конкурсе на повышение;

- через премиальную систему и ускорение социального лифта.

Применяется ли ограничение срока службы чиновника в должности (связанное либо с повышением в должности, либо с освобождением от должности и переходом на другую работу)?

Какими нормами и практикой обеспечивается реальная открытость информации о работе органов исполнительной власти?

Какими мерами обеспечивается минимизация коррупциогенных норм и правил, по которым обязаны работать госслужащие?

Каковы критерии и порядок оценки работы органов исполнительной власти и их подразделений, органов местного самоуправления, а также госпредприятий и госкорпораций? Кто и как проводит эту оценку?

На каких принципах основан финансовый контроль за работой органов исполнительной власти и МСУ? Кому реально подчинены Счетные палаты?

Привлекаются ли граждане и НКО к обсуждению планов и проектов органов исполнительной власти?

Имеют ли граждане право, возможность и стимулы оспаривать в судебном порядке противоправные решения органов исполнительной власти или решения, нарушающие общественные интересы, интересы неопределенного круга лиц?

Имеют ли граждане право на частное обвинение госслужащих, совершивших уголовное преступление, например, осуществивших «распил» бюджетных средств?

Есть ли в стране Административные суды (как ветвь судебной власти), предназначенные специально для раз решения конфликтов с органами власти? Достаточна ли квалификация их судей для принятия решений, отменяющих решения органов исполнительной власти?

Используются ли для подготовки кадров госслужащих государственно-частные и муниципально-частные партнёрства с участием НКО?

Какие методы (дистанционные программы обучения, проектные решения, стажировки, использование симуляторов, проведение командных игр и др.) используются при непрерывном образовании госслужащих?

* * *

Кто и как сможет участвовать в этом исследовании? Граждане, различающиеся по своим политическим воззрениям, обеспокоенные нынешней ситуацией в России и понимающие, что придет время перемен. Каких? Насколько учитывающих опыт развитых стран? Нам всем будут полезны переводные статьи об этом опыте. Присылайте их на e-mail «korz1organ@gmail.com. Премия лучшим переводным аналитическим статьям — гарантирована!

Фото: Россия. Санкт-Петербург. Милиционер и пикетчик с плакатом "Поставим власть под контроль народа" во время акции протеста на Пионерской площади. Фото ТАСС/Интерпресс/фото из архива












РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Конфликт интересов власти и общества
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Прошедшие выборы в Петербурге с явкой около 30% и «победой» Беглова на «выборах» при  отстранении реальных конкурентов, с вбросами  бюллетеней  и фальсификациями протоколов  со всей остротой поставили вопрос об обострении  конфликта интересов власть имущих и простых граждан. Неучастие в выборах показало: конфликт есть, но как он осознан россиянами? Что определяет поступки людей? Их интересы, потребности. При этом наши чувства, эмоции — это маркеры удовлетворения наших потребностей. Что-то удалось — нам радостно, ожидания не оправдались  — мы печалимся.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Часть 1
16 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
ООО «Издательство АСТ» 2017. и Издательство CORPUS выпустили в продажу  прекрасную книгу «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Ее автор - Ниал Фергюсон. ЕЖ предлагает  вниманию читателей дайджест этой книги – цитаты важных мест произведения. Дайджест предназначен для некоммерческого использования в просветительских целях и в качестве рекламы основного произведения. 
А судьи кто?
10 СЕНТЯБРЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Олег Дерипаска недавно всех поразил, заявив, что России нужно реформировать судебную систему. Его, оказывается,  не устраивает тот факт, что 60% судей формируется из состава  помощников судей и секретарей, которые не только неадекватно оценивают, что происходит в экономике, но и выносят неверные решения. Косность судебной системы, по его мнению, вредит инвестиционному климату в стране. Если оправдательных договоров только 2%, в том числе по экономическим преступлениям,  то необходимо вернуться к реформе судебной системы.
Выборы в России и в Эстонии
4 СЕНТЯБРЯ 2019 // ЕВГЕНИЙ БЕСТУЖЕВ
Институт выборов существует в любом правовом государстве, признающем источником власти народ. Право избирать и быть избранным является важнейшим фундаментальным правом гражданина такого государства. Оно закреплено в Конституции и защищено законодательством. Любое воспрепятствование реализации этого права является преступлением. Ограничение избирательного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в рамках принятой процедуры. Выборы являются главным механизмом, обеспечивающим народное представительство, которое, в свою очередь, выполняет законодательные функции, контролирует исполнительную власть и делает власть легитимной.
Демократия по-литовски
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // МИХАИЛ САРИН
Демократия, возникшая в древних Афинах и существующая во многих странах сейчас, всегда имеет два признака – свободу собраний и честные выборы. Третий признак, который является гарантом существования демократии, это реальная политическая конкуренция. Все остальное (разделение властей, независимый суд, свободная пресса) – это фактически результат наличия демократии. Если нет перечисленных признаков, невозможно достичь результатов ни по отдельности, ни вместе. Как обстоит с этим в России, судить российскому читателю. Я же хочу рассказать, как обстоит дело в Литве.
Несостоявшиеся государства. Чем им помочь?
2 СЕНТЯБРЯ 2019 // ДМИТРИЙ ЛАНКО
Среди разнообразных предложений по ускорению модернизации в России, обсуждаемых «узким и страшно далеким от народа» кругом российских интеллектуалов, пожалуй, наиболее радикальным является так называемый «японский сценарий». Приверженцы этого сценария развития утверждают, что, поскольку противодействие модернизации заложено в российской «культурной матрице», то и ускорение модернизации возможно исключительно путем «культурного шока», включая ядерную бомбардировку страны и последующую иностранную военную оккупацию. В приведенных ниже тезисах я попытаюсь объяснить, почему этот сценарий неприемлем не только с морально-этической, но и с практической точки зрения, несмотря на то, что современная Япония демонстрирует нам множество примеров, которые могли бы быть использованы и в России.
Капитализм для всех или только для своих?
28 АВГУСТА 2019 // ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ
В России есть множество политиков и журналистов, которые из кожи вон лезут, доказывая, что государство эффективнее рынка, а любой чиновник умнее предпринимателя. Им вторят пожилые люди, вздыхающие о временах Сталина, Брежнева, о всеобъемлющем заботливом государстве. Ни советская нищета и дефицит, ни гибель миллионов репрессированных ничему их не научили. Надежду на прогресс внушают только молодые поколения, воспринимающие мир совсем иначе и принявшие рынок как должное. Полезно дать им аргументы для спора со стариками.  
Реальное народовластие. Пример Швеции
13 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Известно, что в мире из двухсот с лишним стран — лишь два десятка демократических, где налицо  верховенство права, где власть имущие не могут урвать себе кусок пожирнее, а вынуждены реализовывать интересы народа, повышать его благосостояние. Я был потрясен, когда узнал, что премьер-министр Канады, лишившись своего поста, вернулся из служебной квартиры в свою двухкомнатную. Особняк он не прикупил — зарплаты не хватило. А воровать чиновникам в Канаде не дают. Для россиян это фантастика. Цель наших властей разного уровня  — обогатиться, накопить миллиарды, построить себе в Европе роскошные дворцы, оставить миллиарды детям. А соотечественники-простолюдины пусть хоть сдохнут. Их могут заменить выходцы  из Средней Азии. И на митинги они вряд ли собираться  посмеют.
Выборы в России – туфта. Сравните со шведскими
5 АВГУСТА 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
На выборах в Московскую городскую Думу кандидаты от «Единой России» скрывают свою принадлежность к «партии власти», идут как самовыдвиженцы. Избирательные комиссии закрывают глаза на нарушения с их стороны, зато придираются к  подписным листам  независимых оппозиционных кандидатов. Если те реально собирали подписи  на   самых проходных местах, ходили по квартирам, то провластные кандидаты этим себя не утруждали.
Социализм – мечта, ведущая в тупик
30 ИЮЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Многие пожилые люди сожалеют об ушедшем социализме. Особенно жители Москвы и Петербурга. Им есть, о чем тосковать. В 1970-е годы при зарплате 120-150 рублей можно было кое-что отложить на отпуск. Работа была гарантирована, как и бесплатное образование и здравоохранение. А теперь пожилому человеку на работу не устроиться, пенсии мизерные, тарифы на коммунальные услуги поднимают 2 раза в год. За лечение плати, за учебу внука в вузе — плати. Реальный уровень жизни падает... Но самое печальное, что, наслушавшись пенсионеров, о социализме мечтают и молодые. Им кажется, что они уж точно смогли бы построить «социализм с человеческим лицом»...