На уходящей неделе действующий глава государства и кандидат на очередной президентский срок Владимир Путин подвергся атаке со стороны двух других соискателей высшего государственного поста. Сначала 12 февраля Григорий Явлинский потребовал от своего конкурента отчитаться перед страной о ситуации в Сирии, где, как сообщают различные СМИ, только в одном боестолкновении погибли десятки российских граждан, а спустя два дня Ксения Собчак подала в Верховный суд заявление, в котором фактически объявила Владимира Путина узурпатором и потребовала лишить его права вновь бороться за пост президента России.
В обоснование своего требования г-жа Собчак приводит два обстоятельства. Во-первых, по ее мнению, раз с конца 1999-го по май следующего года Владимир Путин исполнял обязанности президента, то его формальный второй срок подряд по сути является третьим подряд, а следовательно — антиконституционным, как ни трактуй статью 81 действующей Конституции РФ. Вторая причина, на которую ссылается Ксения Анатольевна, требуя снять Владимира Владимировича с президентской гонки, — незаконный сговор между Путиным и Медведевым о временном замещении должности президента России. Подобного рода действия характеризуются Собчак как «злоупотребление правом путем обхода закона».
Для начала хочу отметить, что оба демарша (в большей степени это относится к заявлению Ксении Собчак) весьма болезненно восприняты в Кремле. Это прямые атаки на Путина со стороны зарегистрированных кандидатов в президенты России, которые получили достаточно широкое информационное освещение. Поэтому я ни секунды не сомневаюсь, что с Администрацией президента эти инициативы не согласовывались. Невозможно себе представить, чтобы, например, Сергей Кириенко, фактически возглавляющий предвыборную кампанию Владимира Путина, дал добро (или тем более инициировал) подачу заявления в Верховный суд о признании регистрации своего кандидата незаконной. Следовательно, можно сделать вывод, что, если для Ксении Собчак в ходе предварительных согласований и были установлены определенные рамки, она эти договоренности рушит и существенно корректирует свою предвыборную повестку в сторону ее ужесточения.
Следующий вывод, который просматривается за поведением кандидатов, которые, что называется, «рвутся за флажки» (Собчак в большей степени, Явлинский в меньшей), на первый взгляд кажется парадоксальным. Чем сильнее и заметнее «отвязываются» демократические кандидаты, тем это выгоднее Кремлю, даже если вызывает его временное неудовольствие. Думаю, примерно об этом сейчас говорит Кириенко тем своим оппонентами во власти, которые с самого начала были против заигрывания с демократическим электоратом, утверждая, что проект «Собчак» только расшатывает внутриполитическую ситуацию, что особенно опасно на фоне чудовищных проблем России во взаимоотношениях с цивилизованным миром. Отчасти тезис о том, что, несмотря на любые «взбрыкивания», Ксения Собчак остается внутри кириенковского тренда, подтверждается тем обстоятельством, что кандидат Собчак не отлучается от эфира федеральных телеканалов. Например, о деталях ее вербовки члена руководства партии «Яблоко» и одного из наиболее уважаемых российских правозащитников Сергея Адамовича Ковалева рассказал своей многомиллионной аудитории телеканал «Россия 1». Другими словами, Кремль продолжает «топить» за Собчак, что называется, «невзирая на…».
Уже больше двадцати лет прошло с тех пор, как в историческом споре двух концепций — отменяем выборы (генерал Коржаков) vs выигрываем их любой ценой (крадем) (Анатолий Чубайс) — победили либералы. Президентские выборы 1996 года отменены не были, на чем настаивало силовое окружение Бориса Ельцина, и формальное следование конституционной процедуре было соблюдено. Так вот, с тех пор эта дискуссия в Кремле фактически не прекращается. Меняются фигуранты, условия, внешние обстоятельства, а развилка — «тупо ломаем через колено или делаем красивые выборы, чтобы были похожи на настоящие» — по-прежнему налицо.
Понятно, что Сергей Кириенко за «выборы, похожие на настоящие». Зачем эта «лакировка действительности» была необходима в ельцинскую или в раннюю путинскую эпоху, объяснить очень просто. Совсем не очевидно, зачем это нужно нынче. Тем не менее, магическое слово «легитимность» по-прежнему оказывает определенное воздействие на умы кремлевских обитателей. Словом, раз за выборы отвечает Сергей Кириенко, а не, например, Игорь Сечин — значит, Путину все еще важно «сохранять лицо»…
Мир кривых зеркал рождает парадоксальные ситуации. Сегодня главная задача Сергея Кириенко состоит не в том, чтобы его кандидат победил в первом туре, намного опередив своих конкурентов. Она прямо противоположна! Кириенко пытается сделать так, чтобы предстоящие президентские выборы как можно меньше походили на «диктаторские». А пока они грозят стать именно такими. При явке в 40-45 процентов Владимир Путин уверенно получит от 80 до 85 процентов голосов избирателей. Так вот сегодня Кремль из кожи вон лезет, чтобы избежать такого сценария. Заранее продекларированная задача — 70-процентная явка, 70% за Путина достигается сегодня единственным способом — максимальной популяризацией конкурентов. Потому-то Собчак и Явлинский имеют федеральный эфир. А то, что при этом параллельно «мочат» Грудинина, вовсе не противоречит вышеприведенному тезису — его результат не должен кардинально отличаться от «среднего по больнице»… Другими словами, тридцать оставшихся от Путина процентов должны равномерно размазаться по кандидатам, сильный левый лидер Кремлю не нужен!
Думаю, и Григорий Явлинский, и Ксения Собчак прекрасно осознают, в какую ловушку сами себя загнали. Чтобы они сейчас ни говорили, какие бы резкие заявления ни делали, они действуют внутри кремлевского проекта в интересах (как их формулирует Сергей Кириенко) Владимира Путина. И для каждого из них существует только один способ перестать играть за Кремль — сняться с выборов и незамедлительно приступить к созданию Коалиции бойкота.
Фото: 1. Книга Оливера Стоуна "Интервью с Владимиром Путиным. Полная версия" в магазинах Санкт-Петербурга. Dmitri Lovetsky/AP/TASS
2. Россия. Санкт-Петербург. 3 февраля 2018. Кандидат на пост президента РФ от партии "Гражданская инициатива" Ксения Собчак во время встречи со своими сторонниками в баре Mad Max. Петр Ковалев/ТАСС
3. Россия. Москва. 13 февраля 2018. Кандидат в президенты РФ, председатель федерального политкомитета партии "Яблоко" Григорий Явлинский во время презентации своей экономической программы на заседании экономического клуба аудиторско-консалтинговой компании "Финансовые и бухгалтерские консультации". Михаил Почуев/ТАСС