«А вы знаете, Грудинина снимают. За разврат его, за пьянку…» Нет, нет, нет! Ни про разврат, ни про пьянку, ни про дебош кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина мы пока ничего не слышали и, соответственно, ничего про это не знаем. Но, во-первых, еще не вечер: по закону ЦИК может лишить кандидата регистрации до 13 марта. И до этого дня атаки на Грудинина не теряют практического смысла. А во-вторых, мы уже услышали немало интересного про главного соискателя высшего государственного поста от левых сил.
На уходящей неделе отечественное информационное поле взорвалось сообщениями о тринадцати счетах в швейцарских банках, которые директор совхоза позабыл указать в декларации. А то, что на таком большом числе счетов была размещена сравнительно незначительная сумма — около миллиона долларов и пять килограммов золота, — только усиливает подозрения в злонамеренности. Распыление активов с целью сокрытия средств — прием старый, как сама банковская система, и примитивный, как все, что говорит и, видимо, делает Павел Грудинин. Однако, как бы там ни было, следует констатировать, что информационная атака на коммунистического выдвиженца носит абсолютно беспрецедентный характер. На нашей с вами политической памяти коммунистов так не мучили аж с 1996 года…
В ход идут и подметные письма, и шумная дискредитационная кампания в СМИ, и давление на сторонников и активистов. Новость только минувшего четверга — в Воронежской области сожжена машина руководителя местного предвыборного штаба Грудинина. Атаки на коммуниста достигли такого масштаба и накала, что позволили некоторым политическим аналитикам начать всерьез рассуждать о перспективах отстранения Грудинина от участия в выборах. Но ЦИК снимать с дистанции главного кандидата от левых отказался. По крайней мере пока…
Очевидно, что вывод из игры Павла Грудинина явился бы крахом всей предвыборной концепции Сергея Кириенко. Потому что без этого имени в избирательных бюллетенях заранее декларированная цель — 70% явка и 70% за Путина — более или менее «естественным путем» (без переписывания огромного массива протоколов) не достигается никаким образом. Судите сами: между кем в таком случае распределятся оставшиеся 30 процентов, если учесть, что графы «против всех» нынче нет? Ну, предположим, часть электората левых переметнется к Жириновскому, и он «откусит» процентов двенадцать (Сурайкина в расчет не берем — нет такого человека)… А остальные 18 распылятся между Явлинским, Собчак или, прости Господи, Бабуриным с Титовым? Даже не смешно. Вся эта сплоченная бригада не наберет и пяти процентов.
При таком раскладе итоговый результат «лидера нации» может достигнуть 85 процентов, что просто автоматически переводит российские выборы в разряд «диктаторских». Между тем, позволю вам напомнить, что Сергея Кириенко брали на работу в Кремль как раз затем, чтобы такого конфуза не случилось. У него же прямо в действующем контракте записано: «Выборы Президента РФ и по форме, и по конечному результату должны максимально походить на те, что проводятся в развитых демократических странах»…
«Даже если изначально, на заре формулирования концепций предвыборной кампании Владимира Путина, такая умозрительная и иллюзорная задача, как “легитимация очередного срока” кому-то казалась важной и актуальной, — рассказал в разговоре с обозревателем ”ЕЖа” один из весьма осведомленных политических экспертов, — то теперь, особенно после зубодробительного послания, приоритеты резко смещаются в сторону сухой прагматики. Другими словами, вопрос о том, как будет выглядеть поствыборная конструкция власти, выглядит нынче куда важнее проблемы презентации самой процедуры. И тут многие опасаются, что амбиции Сергея Владиленовича простираются далеко за пределы нынешнего контракта, что ему не захочется и в следующие десять лет оказаться законсервированным в какой-нибудь банке вроде Росатома. Понятно, что усиление либерального тренда силовикам не по душе, и они ясно дают понять Путину, что время “чубайсовщины” прошло. Поэтому дискредитация Грудинина—эта прямая атака на Кириенко. Дескать, смотрите Владимир Владимирович, какую порченую кандидатуру от левых акцептировал Сергей Кириенко! Это же мелкий жулик, которого ЦИК вот-вот снимет с выборов. То есть он не смог подобрать вам достойного противника!»
Впрочем, о смещении приоритетов в нынешней предвыборной кампании мы с вами можем судить и по другим примерам. Вряд ли в кириенковскую концепцию выборов укладывается решение о лишении аккредитации целого корпуса независимых наблюдателей. Власть проводит нехитрую двухходовочку: сначала по запросу Роскомнадзора Бабушкинский районный суд Москвы отбирает лицензию у издания «Левиафан», аффилированного со структурами Алексея Навального, а следом без промедления ЦИК лишает аккредитация 4,5 тысяч (!!!) наблюдателей, зарегистрировавшихся от этого издания! Это вполне демонстративная акция. Элла Александровна ясно дает всем понять, что лишние глаза на избирательных участках ей совершено ни к чему! Никто же заранее не знает, какие указания начнут поступать из Кремля в день голосования…
фото: Вадим Массалимов/ТАСС