Начну, пожалуй, с констатации вполне тривиального факта – происходящее на верхних площадках американской внутриполитической пирамиды имеет для России в целом и для нынешнего правящего режима в частности первостепенное значение. А в начале нынешней недели на этих самых площадках разыгрался нешуточный шторм, который, по мнению многих аналитиков и обозревателей, может стать предвестником импичмента президенту Трампу. Сначала суд присяжных признал Пола Манафорта, бывшего главу предвыборного штабы Дональда Трампа, виновным в целом пучке финансовых преступлений, а затем адвокат Майкла Коэна, бывшего личного юриста действующего президента США, рассказал в интервью, что его клиент совершал противоправные действия по прямому поручению своего шефа. А именно – в обмен на молчание передавал деньги бывшим любовницам г-на Трампа. Причем, происходило это в период проведения предвыборной кампании, что квалифицируется американским законодательством как тяжелое преступление, совершенное с целью повлиять на исход выборов. Тут важно отметить, что в обоих случаях к «русской повестке» американская Фемида еще только подбирается. Спецпрокурор Роберт Мюллер эту свою удавку стягивает не рывками, а постепенно, сначала максимально обрабатывая фигурантов, делая их предельно сговорчивыми. В середине сентября начнется вторая часть процесса Пола Манафорта, где уже будут рассматриваться факты незаконного лоббирования и отмывания денежных средств. Очевидно, что в рамках этого разбирательства вопрос о российском вмешательстве встанет не просто ребром, а буквально заточенным лезвием. Да и адвокат Коэна ясно нынче дает понять, что его подзащитный, согласившийся сотрудничать со следствием, к основным своим показаниям еще даже не приступал, но, несомненно, сделает это в обмен на лишний десяток месяцев на свободе.
Все последние дни самые авторитетные издания анализируют перспективы импичмента, который может быть вынесен Дональду Трампу. Пожалуй, уже не остается сомнений в том, что Палата представителей с такой инициативой выступит, что, кстати, в американской истории, начиная с конца 19-го века, случалось неоднократно. Но проголосует ли за отставку главы государства Сенат, где вопрос об импичменте решается фактически в судебном порядке? Осенью в США пройдут выборы в Конгресс, и совершенно очевидно, что, даже если на них победят демократы, двух третей мест в Верхней палате американского парламента они не получат. А именно столько потребуется голосов сенаторов (67), чтобы отстранение от власти состоялось. (По Конституции США решение об импичменте принимается абсолютным большинством.) Но даже если предположить, что разоблачения связи Трампа с Россией будут носить вопиюще скандальный характер и республиканцы во имя сохранения репутации своей партии решат пожертвовать Трампом, то есть импичмент станет фактически неотвратим, вряд ли действующий президент допустит голосование в Сенате – скорее всего, он уйдет в отставку раньше, как, например, сделал в свое время Ричард Никсон. Если только Дональд Трамп не захочет войти в историю США как первый президент этой страны, отстраненный от власти посредством процедуры импичмента. Впрочем, Трамп такой человек, что с него станется... Но, как бы ни развивался этот сюжет, уже совершенно очевидно, что хороших сценариев для России тут нет.
Думаю, в Кремле уже давно осознали, что теоретически санкции США (ни о каких других нет смысла говорить) могут носить драматичный, фактически непреодолимый характер. Наша финансовая сфера не переживет отключения от межбанковской коммуникационной системы Swift, а экономика в целом – эмбарго на экспорт энергоносителей. Наглядно продемонстрированные и доказанные разоблачения российских попыток вмешательства в американские демократические процедуры — останется ли Трамп у руля или его у него отберут — введение убийственных санкций сделают безальтернативным результатом всего многомесячного расследования. Если политику Дональда Трампа в отношении России можно сравнить с ударами кувалдой, от которой Путин пытался как-то уворачиваться, то на смену ей уже движется многотонный каток. И из-под катка этого уже не выскользнешь. Такой исход будет означать, что путинский режим, однажды по недомыслию и абсолютной некомпетентности решивший столь радикальными мерами улучшить внешнеполитическую конъюнктуру, фактически сам вырыл себе яму. Не лезли бы, куда не следует, копошились бы в Донбассе и Сирии, такие последствия вряд ли бы случились. Но засыпать эту яму землей, а потом плотно ее утрамбовывать (не как прошлый раз) предстоит не американцам…
Фото: 1, 2. Митинг на Таймс-сквер 18 июля 2018. Erik McGregor/Pacific Press/Barcroft Media/TASS