Сенатор Лукин 9 апреля 2019 года отправил уведомление о том, что он отзывает свой законопроект «в связи с выявившейся необходимостью доработки отдельных положений». Проект закона, который Лукин отозвал, был внесен 3 апреля и по уровню разрушительности и реакционности вполне претендовал на то, чтобы встать в один ряд с самыми гнусными законодательными актами путинского правления: с «законом подлецов» о запрете иностранного усыновления, с «законом Яровой» о тотальном контроле спецслужб за интернетом, с недавним «законом Клишаса» об обязательном уважении власти и т.д.
«Закон Лукина» запрещал фото и видеосъемки на избирательных участках без разрешения главы избиркома, который должен, по мнению автора закона, определять место, откуда можно снимать. Фото и видеодокументы, свидетельствующие о фальсификации выборов, это важная составляющая российского протеста, часть летописи преступлений путинского режима. Распространение этих документов в социальных сетях и в немногих независимых СМИ стало одной из причин массового возмущения, вылившегося в уличные протесты 2011-2012 годов. Очевидно, что «закон Лукина» в случае его принятия намертво блокировал бы возможность документировать фальсификации.
Поступок Владимира Лукина, отозвавшего этот гнусный закон, вызвал бурный восторг демократической общественности. Лидер «Партии перемен» Дмитрий Гудков назвал Лукина «образцом политика». Представитель организации «Голос» Григорий Мелконьянц поблагодарил Владимира Петровича за «мудрое решение». Политолог Екатерина Шульман сообщила, что Лукин – «прекрасный сенатор, пример всем другим сенаторам».
С этими оценками трудно не согласиться. И вместе с тем хотелось бы понять, что это вообще было. Вот это внесение проекта закона, вредность которого очевидна самому неопытному в политике человеку. Зачем Лукин, профессиональный международник, зам. председателя Комитета Совета Федерации по международным делам внес проект, касающийся избирательного законодательства, сферы, в которой, как показали его попытки объяснить смысл данной инициативы, он разбирается, мягко говоря, не очень? Будучи членом партии «Яблоко» Лукин даже не поставил родную партию в известность о своей идее внести закон, который вполне очевидно препятствует электоральным перспективам самого «Яблока». Елена Дубровина, руководитель центра законодательных инициатив «Яблока», комментируя «закон Лукина», очень старалась выбирать выражения, чтобы не обидеть одного из отцов-основателей партии, но было очевидно, что его инициатива для яблочников стала неприятной неожиданностью.
Все эти дни, с 3 по 9 апреля, Лукин не мог внятно объяснить, зачем он внес этот законопроект. В программе «Бомбардир» на «Эхе Москвы» 5 апреля журналисты пытались узнать это у Лукина, но Владимир Петрович в ответ произносил нечто совершенно невразумительное. «Создавал я при всем уважении не священное писание, а текст, который нуждается в обсуждении. Хорошо, что оно началось», — ответил Лукин на вопрос журналиста, зачем он внес этот проект в Госдуму. Журналист пытается добиться какого-то ответа и повторяет в очередной раз: «Зачем вы внесли этот закон?» «Потому что я использовал свое право законодательной инициативы!» — гордо отвечает Лукин. То есть его спрашивают «зачем», а он отвечает, что «имеет право».
Журналисты «Эха» не унимаются и, наконец, им удается выдавить из Лукина нечто похожее на мотивы, побудившие его выступить с данной инициативой. «Есть две проблемы. Есть проблема, которая больше всего интересует журналистов, а именно максимальная свобода журналистов осуществлять свою деятельность в ходе выборов, правильно? — объясняет сенатор Лукин журналистам. — И существует другая проблема, не менее важная и содержательная, я бы сказал: обеспечение права граждан свободно, без давления и в обстановке, я бы сказал, покоя, который очень характерен для этого дела, принять свое собственное решение без всякого давления». И далее Лукин объясняет, что, оказывается, давление на граждан могут осуществлять журналисты. Услышав это изумительное заявление, журналист растерянно замечает, что «выбор осуществляется в кабинке, в которой никто не осуществляет съемку». В ответ сенатор Лукин сурово спрашивает: «А кто будет решать вопрос, если какой-то неосторожный или нетактичный журналист залез в кабинку или слишком близко к ней подошел?» С таким же успехом сенатор Лукин мог бы вообще запретить журналистам пользоваться съемочной аппаратурой на том основании, что «какой-то неосторожный или нетактичный журналист» может залезть в кабинку дамского туалета и вести оттуда прямой репортаж…
Владимир Петрович Лукин – человек с личной историей. В 1968 году открыто выступил против ввода советских войск в Чехословакию. За это 10 лет был «невыездным», что для зав. сектором Института США и Канады создавало определенные проблемы. Лукин – один из основателей либеральной фракции «Яблоко» и одноименной партии. Третья буква в названии этих политических структур — это начало его фамилии.
Личное знакомство с Владимиром Лукиным не позволяет мне допустить, что этот реакционный текст стал результатом его личного творчества и инициативы. В последние годы Лукин служил режиму на довольно «травоядной» должности омбудсмена. В сентябре 2016 выслужил себе место члена Совета Федерации. Более двух лет сидел тихо, никого не трогал. И вот кто-то в Администрации президента заметил: а что это у нас Лукин без дела простаивает? Другие за него отдуваются, в телевизоре орут, требуют дать отпор НАТО, с «пятой колонной» борются, гайки закручивать призывают, а Лукин все отсиживается! Чистеньким хочет остаться! Не выйдет. Вот вам, Владимир Петрович, кусок грязи почернее, размажьте его по лицу своему да по одеждам белым. И выходите на публику объясняться. И вышел Лукин, куда ж деваться. А когда вышел, то, видимо, понял, что этим своим проектом ставит себя в ряд с Клишасом и Яровой. Возможно, в этот момент Владимир Петрович вспомнил, как полвека назад, когда выступал против ввода войск в Чехословакию, он был способен на поступок…
Это хорошо, что все хорошо кончилось и сенатор Лукин не стал сенатором Клишасом. Проблема лишь в том, что путинский режим грязнее, преступнее и отвратительнее брежневского, а потому служить ему, находясь в органах власти, и оставаться приличным человеком одновременно крайне затруднительно. А, пожалуй, что и невозможно…
Фото: Россия. Московская область. 14.04.2018. Сенатор Владимир Лукин. Сергей Фадеичев/ТАСС