В преддверии саммита G20 27.06.2019 Владимир Путин ответил на вопросы представителей газеты The Financial Times: редактора Лайонела Барбера и главы московского бюро Генри Фоя. После решение ПАСЕ о возврате российской делегации у Путина было веселое настроение, и поэтому он много и по-доброму шутил. И о том, что в России есть демократия, а в Великобритании ее нет. И о том, что он постоянно думает о преемнике, но следующего президента будет выбирать российский народ. И о том, что в России нет олигархов, поскольку «нет крупных компаний, которые имеют преференции от близости к власти». Вот эта путинская острота наверняка пришлась по душе Сечину и всем обитателям списка Forbes. Британцы сделали вид, что оценили экзотический русскийhumourи над этими шутками вежливо посмеялись.
Но среди этого конкурса веселых и находчивых попался предмет, который Путин обсуждал серьезно, поскольку речь шла о его главном враге. А главным врагом Путина, несомненно, является свобода и права человека. Это именно то, что он уже 20 лет искореняет в своей стране и пытается уничтожить во всем мире. Поэтому главным врагом Путина в сфере политики и идей является либерализм, который Путин решил наконец окончательно похоронить. Вот как это было:
«Современная так называемая либеральная идея, она, по‑моему, себя просто изжила окончательно… Эта либеральная идея предполагает, что вообще ничего не надо делать. Убивай, грабь, насилуй — тебе ничего, потому что ты мигрант, надо защищать твои права. Какие права? Нарушил — получи наказание за это… Поэтому сама эта идея себя изжила, и она вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения… Традиционные ценности стабильнее, важнее для миллионов людей, чем эта либеральная идея, которая, на мой взгляд, прекращает своё существование, действительно». Конец цитаты.
То, что живет в голове Путина в качестве «либерализма», который позволяет безнаказанно убивать, грабить и насиловать, к либерализму не имеет никакого отношения. Поскольку либерализм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободу каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. Это — азбука, которая Путину неизвестна.
Эту азбуку попытался объяснить Путину глава Европейского совета Дональд Туск, который прокомментировал слова президента РФ «об изжившей себя либеральной идее». По словам Туска, подобные заявления свидетельствуют о том, что человек признаёт исчезновение верховенства закона и прав человека.
«Тот, кто заявляет, что либеральная демократия изжила себя, также утверждает, что себя изжили свободы, верховенство закона и права человека», — заявил Дональд Туск и объяснил Путину, что «себя изжили авторитаризм, культ личности и власть олигархов», даже если в некоторых ситуациях «они могут показаться эффективными».
В те минуты, когда Путин хоронил либерализм в интервью лондонскому изданию, в России силами ФСБ и СКР уничтожали очередное «гнездо» и «рассадник» либерализма. А именно, компанию «Рольф», крупнейшего автодиллера, владелец которого Сергей Петров виноват в том, что, будучи депутатом Госдумы в 2011-2012 годах, поддержал протест, а затем голосовал против «закона подлецов», «закона Яровой» и не поддержал «Крымнаш». Удивительно не то, что «Рольф» Сергея Петрова уничтожают, а то, что это не случилось раньше. Видимо, в компании все настолько четко и прозрачно, что ФСБ и СКР понадобились годы, чтобы найти хоть какой-то повод для уничтожения этого «логова либерала».
До самого последнего времени Путин уничтожал либерализм без объявления войны ценностям свободы и верховенства права. Более того, в январе 2014 года в интервью российским и зарубежным журналистам Путин заявил, что он является «настоящим либералом и придерживается либеральных взглядов». Почему именно сейчас он на 180 градусов поменял риторику и объявил либеральную идею устаревшей, враждебной интересам большинства и потому умирающей? Причина, на мой взгляд, в том, что у Путина случилось пресловутое «головокружение от успехов». Нет, а действительно, чего теперь стесняться? В ПАСЕ Россию вернули без всяких условий. А значит, и санкциям скоро конец, и Крым вот-вот российским признают.
Не верите? Хорошо. Завтра в зал заседаний ПАСЕ войдут в составе российской делегации представитель Крыма в Совете Федерации Ольга Ковитиди и представитель Севастополя Ольга Тимофеева. Что будут делать все те, кто голосовал за возврат государства-агрессора в сообщество демократических и правовых государств? Правильно. Будут делать вид, что ничего страшного не произошло. Поскольку ничего другого, кроме как делать вид, они не умеют.
Так что в том, что Путин отбросил условности и в открытую объявил либерализму войну на уничтожение, косвенно виноваты те, кто избрал путь умиротворения агрессора. Видимо, уже пора задать делегатам ПАСЕ, российским правозащитникам, подписавшим Меморандум за возвращение России в Парламентскую ассамблею, и всем, кто поддерживал это решение, тот самый путинский вопрос: «Вы хоть понимаете теперь — чего вы натворили?».
Фото: 26.06.2019. Россия. Москва. Президент РФ Владимир Путин (на экране справа) во время интервью главному редактору газеты Financial Times Лайонелу Барберу и главе московского бюро газеты Financial Times Генри Фою в преддверии саммита G20. Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС