Независимых кандидатов готовят к сносу. Снесут ли?
В минувший вторник один из оппозиционных кандидатов на предстоящих в сентябре выборах в Мосгордуму Илья Яшин призвал своих сторонников его поддержать — на вечер 10 июля он назначил встречу с избирателями прямо под окнами своей окружной избирательной комиссии.
К тому моменту версия о том, что его не собираются регистрировать, получила весомое подтверждение. При первичной проверке по базе «ГАС-выборы» было отбраковано почти восемьсот подписей, собранных за Яшина. Ангажированность и предвзятость даже этого самого первого этапа проверки не оставляет никаких сомнений — за неполные семь часов двое сотрудников ухитрились проверить пятнадцать тысяч подписей. То есть эти удивительные профессионалы делали свою работу со скоростью одна подпись в секунду… Впрочем, такая поразительная скорострельность никого, кроме оппозиционеров, не смутила. Удивительно, но никто из провластных кандидатов не возмутился столь очевидным и явным подлогом.
Вообще надо сказать, что политическая мотивация всей этой процедуры фильтрации претендентов на дальних подступах для очистки конечного списка от «подрывных элементах» настолько очевидна, что фактически никем и не скрывается. Например, одному из членов команды Дмитрия Гудкова Александру Соловьеву бракуют целые подписные листы на том основании, что сборщик неправильно, с точки зрения комиссии, указал свой адрес: сначала написал название города, а потом района и области. Только вдумайтесь: десятки подписей реальных живых людей, изъявивших желание поддержать своего кандидата, выбрасываются на помойку, потому что комиссии не понравилось, как сборщик указал свой адрес!..
Впрочем, членов ОИКов тоже можно понять. Им просто приказали снять с пробега определенных людей, они и крутятся как могут, выдумывают разные иезуитские мерзости. Но в этот раз задача оказалась еще сложнее: поскольку «Единая Россия» в Москве дематериализовалась и растворилась в столичном воздухе, то подписи были вынуждены собирать почти все кандидаты. Следовательно, перед комиссиями стоит дополнительная задача легитимации их липовых подписных листов. Именно поэтому листы спрятали от Любови Соболь, кандидата из списка Навального по 43-му округу. И понятно почему: девственно белые, сложенные в идеально ровные стопки подписные листы собянинских кандидатов разительным образом отличаются от тех, что заполнялись в полевых условиях. Не нужно быть никаким экспертом, чтобы сразу обнаружить разницу.
На встречу с Ильей Яшиным в среду, по моим подсчетам, пришли примерно триста человек. Учитывая, что акция была объявлена лишь накануне, этот результат представляется мне вполне приличным и подтверждает уже не единожды многими экспертами высказанный тезис: предстоящие выборы в Мосгордуму стали важным политическим событием, за их результат готовы бороться многие москвичи.
Акция за окнами яшинской избирательной комиссии — фактически декларация о намерениях. И предупреждение московским властям. Понятно же, что в случае нерегистрации одного из трех основных фронтменов этой кампании — Яшина, Гудкова и Соболь — на улицу выйдут в десятки раз больше людей. Увеличивает ли перевод всей этой истории в уличный формат шансы на регистрацию? Сложный вопрос…
Однако он точно придает ей объем, резонанс и определенный драйв. Другое дело, что кандидаты наши бросились к нам за помощью в последний момент. Впрочем, это не единственная их ошибка, но об этом стоит поговорить уже по завершении кампании.
Фото: ФБ Ильи Яшина