В последние дни и уже даже недели многие эксперты зафиксировали очевидный всплеск протестных настроений в связи с предстоящими в сентябре «выборами» в Мосгордуму. Мнение это опиралось не только на заметно возросшую активность в соцсетях или на то внимание, которое теме выборов уделяла независимая пресса, но и на явное оживление на уличном фронте протестной жизни. Так, на минувшей неделе поддержать Илью Яшина, который пытается зарегистрироваться кандидатом в депутаты по Красносельскому округу, к дверям его Окружной комиссии пришли сотни людей. Словом, были веские основания полагать, что общественная атмосфера в столице густеет и набухает. Набухание это во многом было связано с обнародованием целого массива разоблачительных фактов, свидетельствующих о том, что власть, чтобы отказать независимым кандидатам в регистрации, применяет чудовищно грязные технологии. Вплоть до давления на обычных граждан с требованием отказаться от собственных подписей. А когда независимые кандидаты опубликовали совместное заявление с призывом прийти в воскресенье в Новопушкинский сквер и призыв этот поддержал только что освободившийся Алексей Навальный, казалось, что намеченная «встреча с независимыми кандидатами» может стать довольно массовой… Признаюсь честно – я полагал, что тысяч двадцать выйдет точно.
Ни в какой момент вчерашней акции, растянувшейся по времени фактически на двенадцать часов, я не видел на улице больше двух тысяч человек. Новопушкинский сквер оказался заполненным примерно на половину, плотно люди стояли лишь на лестнице, окружая поочередно выступавших депутатов, а за фонтаном уже и вовсе никого практически не было. Более или менее духоподъемная картинка шествия по тротуару Тверской с триумфальным выступлением кандидатов со ступеней мэрии никого не должна обманывать. (Например, во время «антимедведевского хождения» Навального по той же Тверской улица заполнялась демонстрантами по обе стороны по всей длине от Пушкинской до Манежной.) До Мосгоризбиркома, что на Моховой, в итоге добралось около тысячи человек. При этом движению демонстрантов никто не препятствовал, а сопровождавшая колонну полиция задержаний не проводила. Хотя демонстранты время от времени выкрикивали лозунги, а кандидаты периодически выступали то с тумб, то со скамеек…
После того, как стало очевидно, что на «приток свежей крови» рассчитывать не приходится и поддержать оппозиционеров, занявших площадку перед входом в Мосгоризбирком, значимое число людей не придет, развязка всей вчерашней истории виделась уже абсолютно предсказуемой. Некоторые локальные победы – удалось разложить одну палатку и пронести внутрь периметра «пенки» для демонстрантов – на итоговый исход повлиять уже никак не могли. Сотрудники центра «Э» периодически пересчитывали демонстрантов, и, когда они убедились, что их число снизилось до двух-трех сотен человек, начался разгон.
Посмею утверждать, что он бы так и не начался, если бы число демонстрантов не сократилось в разы – зажатая со всех сторон домами площадка рядом с Мосгоризбирком не дает возможности просто рассеять толпу лобовой атакой. А так все закончилось за считанные минуты – независимые кандидаты в количестве четырех человек и еще три десятка их сторонников оказались в автозаках.
Ответ на вопрос, почему протестная Москва фактически проигнорировала акцию 14-го июля, требует тщательного и не скороспелого анализа. Возможно, утверждение о том, что выборы в Мосгордуму действительно оказались крайне важны для большого числа граждан, было поверхностным и преждевременным. Возможно, стратегия самих фронтменов всей этой истории, независимых кандидатов в Мосгордуму, оказалась ошибочной – слишком поздно они выступили единой командой, а их доводы, почему всем необходимо выходить на улицу, показались не слишком убедительными.
А что же московские власти? А ничего… Будут делать, что сочтут нужным. Может быть, всех независимых кандидатов забаллотируют, а, может, кого-то и зарегистрируют в итоге. Уже, к сожалению, не суть важно… В любом случае мы уже с вами вряд ли сможем как-то на это решение повлиять. (Если вдруг, конечно, не вывалим многотысячной толпой на Трубную площадь, где на вечер понедельника намечена очередная встреча с избирателям. Но пока в это верится с трудом.) Потому что на их решение способно влиять только давление с улицы. Нет улицы – нет результата. Это уже доказанный закон.
Фото: Фейсбук Юлии Галяминой, Ильи Яшина, Ильи Азара