Утром в минувшее воскресенье «скорая помощь» увезла Алексея Навального из спецприемника, где он отбывает наказание, в 64-ю московскую больницу. Официальные лица сообщили об «аллергической реакции» на неизвестные раздражители, в результате которых у политика зафиксирован отек лица, сыпь, покраснение глаз и «гнойные выделения из конъюнктивальной полости».
Вечером того же дня версия «аллергической реакции» была жестко опровергнута лечащим врачом Навального. На своей странице в фейсбуке Анастасия Васильева написала, что причиной болезни, по ее мнению, является «результат повреждающего действия неопределенных химических веществ». Саму Васильеву в воскресенье к пациенту не допустили, она смогла пообщаться с ним только через полуоткрытую дверь. Однако, как уже на следующий день сообщила Васильева, Навальный смог передать ей свой волос и футболку для дальнейшей экспертизы.
В тот же день возле больницы были задержаны два десятка человек, которые приехали узнать о состоянии здоровья Алексея Навального. Всех их отвезли в отдел полиции «Академический» и отпустили только под утро с требованием вернуться за протоколом об административном правонарушении. На территории больницы всю ночь дежурили многочисленные наряды полиции, видимо, чтобы предотвратить побег Навального из палаты или прорыв к политику его сторонников. Уже в понедельник Анастасия Васильева сообщила, что, по некоторым данным, ей позволят осмотреть пациента…
В каждом подобном случае хочется верить, что подозрения не подтвердятся. Однако у нас есть опыт общения с этой властью, и мы прекрасно знаем, что если Навального и не отравили пока, то только потому, что считают это в данный момент политически нецелесообразным. Ни о каких моральных ограничениях говорить не приходится — Владимир Кара-Мурза два раза не косточкой подавился. Да и другим примерам несть числа… Тем более что предполагать худшее есть все основания из-за контекста, на фоне которого происходят эти события.
Ясно, что в этот раз власть решила действовать по самому жесткому сценарию из возможных. Об этом свидетельствует и характер разгона субботней акции, и число задержанных на ней (оно приближается к полутора тысячам), и изоляция практически всех независимых кандидатов в Мосгордуму, за судьбой которых просто уже не успеваешь следить. Яшина с Гудковым то задерживают по административному делу, то допрашивают по уголовному, то судят, то отпускают, то опять задерживают.
При этом то же самое примерно происходит и с другими претендентами на кресла в Мосгордуме — Галяминой, Соболь, Ждановым, Янкаускасом, Соловьевым и т.д. Всех их постоянно перемещают из одного отдела полиции в другой, катая при этом по подмосковным городкам, которые теперь влились в Большую Москву. Вся эта безумная силовая феерия затеяна с единственной целью — испугать москвичей всерьез, дать им понять, что в этом вопросе власть не уступит ни сантиметра и пойдет до конца, отстаивая свое право и дальше распоряжаться выборным форматом по собственному усмотрению. Воровать голоса избирателей, объявлять их подписи недействительными, проводить в законодательные органы различного уровня только своих сторонников или, по своему усмотрению, какие-то места отдавать оппозиции.
Субботняя акция со всей очевидностью продемонстрировала, что план этот оказался провальным. Уже понятно, что с ролью пассивных наблюдателей бесчинств властей москвичи дальше мириться не хотят, и эскалация конфликта теперь будет только нарастать.
Понятно, что контроль над поднимающим голову московским протестом уже перехвачен у мэрии федеральными структурами — Администрацией президента и разнообразными силовыми органами. Так что теперь всем уже рулит Путин, и о перемещениях Ильи Яшина из Железнодорожного в совхоз «Московский» и о здоровье Алексея Навального теперь докладывают лично ему. Думаю, каждые пятнадцать минут.
Фото: 1. Россия. Москва. 24.07.2019. Симоновский суд Москвы назначил Алексею Навальному 30 суток административного ареста, признав его виновным в повторном нарушении правил организации публичного мероприятия. EPA/SERGEI ILNITSKY/ТАСС