С 10 января в Абхазии находится и заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев, который за выходные провел несколько встреч с местными политиками. В частности, он участвовал в переговорах президента Рауля Хаджимбы и лидера оппозиции Аслана Бжании.
Коммерсант:
Кремлю пришлось открыто вмешаться в ситуацию в Абхазии, где политический кризис перерос в уличное противостояние сторонников президента Рауля Хаджимбы и оппозиции, лидером которой считается Аслан Бжания. В Сухум 10 января прилетел заместитель секретаря российского Совбеза Рашид Нургалиев. Москва, говорят чиновники, курирующие абхазское направление, примет любой компромисс конфликтующих сторон и настаивает только на том, чтобы кризис закончился мирно. Оппоненты господина Хаджимбы и наблюдатели уверены: свой срок он до конца не доработает. В пятницу поздно вечером Верховный суд Абхазии постановил назначить новые выборы президента.
С одной стороны, абхазская общественность широко поддержала аннексию Крыма, с другой стороны, крымские события и спровоцировали этот "народный сход". Крымский прецедент активизировал внутриполитические процессы в Абхазии, которые начались задолго до сегодняшнего дня. На фоне украинского кризиса в Абхазии новый вес обрели идеи интеграции с Россией. Сейчас абхазский проект оказался в определенном тупике: получив признание со стороны России, республика оказалась в "ежовых объятиях". Внешние контакты Абхазии ограничиваются миротворческими миссиями ООН и других международных организаций, и то через посредничество России. А значительная часть общества Абхазии в это же время требует реализации государственного проекта в полной мере.
Вот сейчас занятно будет посмотреть, как наши главные правители отреагируют на абхазский Майдан. Если они скажут, что на площадь вышли «доведенные до отчаяния» граждане – тогда это вовсе даже и не Майдан. Тогда лидеров оппозиции можно будем переименовывать в «народных губернаторов» и даже «народных президентов». Можно назвать митингующих «сторонниками федерализации». Федерализации с Россией. Давно пора, кстати, чего мы дурака-то валяем! Тактически в Абхазии, конечно, есть и президент и парламент, но стратегически-то управляется эта область из Москвы. Вон как народ недоволен, что почти миллиард российских долларов потрачен неизвестно на что. А оттуда он вообще там взялся, этот миллиард? Потому что солнечную Абхазию содержит братская Россия, но формально там есть еще и какой-то Анкваб. Не пора ли устранить этот, не побоюсь худого слова, дуализм?
Внешне это действительно оказалось похоже на предтечу революции — оппозиция ведь не просто вышла с лозунгами, но и, на минуточку, захватила здание Администрации президента, а также объявила себя хоть временной, но властью.
Но все же отличия от киевской истории разительные и, очевидно, объяснимы они скоре всего как раз отсутствием иностранной компоненты. Действительно, Абхазия и Южная Осетия Западу если и интересны, то как одно из не самых мощных орудий серьезной дестабилизации на Кавказе, ну и как козырь в диалоге с Грузией. Впрочем, никаких острых тем на повестке дня двусторонних отношений США и Грузии вроде не наблюдается. А создание горячей точки у границ России — пусть и заманчивая перспектива для «ястребов», но пока что им и без того работы хватает.
Всего в сотне метров от оппозиционеров — митинг в поддержку Анкваба. Все очень похоже, те же лозунги за мир и спокойствие. Видно, что и сторонников у нынешнего президента не меньше — людей на улице полно. Сейчас главный вопрос — что скажет народу Абхазии президент. Его появления сегодня ждут в Сухуме.
Председатель думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий заявил, что ситуация в Абхазии требует немедленной реакции. «Необходимо срочно уточнить место нахождения президента Александра Анкваба, провести немедленные консультации с целью установления в стране легитимной власти, стабильности, недопущения угрозы миру и безопасности в регионе», — цитирует его «Интерфакс». В Думе «вполне» просматривают «возможность участия в таких консультациях парламентариев», сказал он и добавил, что для урегулирования ситуации следует задействовать все возможные ресурсы.
Александр Анкваб — тот самый глава республики, которого оппозиция выгнала из собственного кабинета, — меньше, чем за десять лет, пережил шесть попыток его убить. Анкваба то пытаются взорвать фугасом, то обстреливают из гранатомета. И, что самое интересное, ни одно из этих преступлений не было раскрыто. И это в маленькой республике, где все знают друг друга и все друг о друге!
Как и ожидалось, согласно новому договору создается Объединенная группировка войск и координационный центр органов внутренних дел двух стран. Естественно, в договоре есть пункт о взаимной поддержке в случае агрессии со стороны третьих стран — инициатива, которая так не нравилась соседней Грузии, преобразовалась в четкие формулировки межгосударственного документа.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили в понедельник вечером заявил, что подписание договора — это «шаг, направленный на аннексию территорий Грузии, который еще более усложняет ситуацию на Южном Кавказе и заводит в тупик процесс нормализации отношений между Грузией и Россией и ставит Абхазию перед непреодолимой проблемой»...
"Правительство Грузии осуждает этот незаконный шаг и призывает международное сообщество дать надлежащую оценку действиям, направленным против фундаментальных принципов территориальной целостности Грузии и международного права", — цитирует Беручашвили агентство "Новости-Грузия".